Бизнес витает в "облаках"

Автор фото: Global Look Press

В 2011 г. "облака" увеличили выручку ведущих мировых IT-компаний в 2 раза. В России спрос на "облачные" технологии пока небольшой.

В России пока чрезвычайно мало компаний, перенесших всю или почти всю (не менее 70%) IT-инфраструктуру на "облако" (всевозможные сервисы, доступ к которым можно получить через Интернет. - Ред). Обычно это делают либо стартапы, либо пилотные проекты, или в "облака" переносят неосновные бизнес-процессы. Один из редких пока примеров полного переноса - компания-ретейлер, имеющая 300 торговых точек по всей России, чье имя исполнитель этого проекта компания "ИТ-ГРАД" не афиширует. Кроме нее в Петербурге компания "РОЛЬФ" сейчас полностью переносит хостинг своей IT-инфраструктуры в частное облако, управляемое внешним поставщиком HP. В госсекторе типичным "облачным" проектом является создание федеральной системы управления электронными медицинскими картами.
"Облачные" технологии вышли из разряда пионерских и новаторских технологий и все увереннее входят в список традиционных инструментов для создания прозрачных по расходу IT-решений. Об этом свидетельствуют рыночные тенденции. У крупнейших IT-компаний (SAP, IBM, Microsoft, 1С) за 2011 год в 2-3 раза выросла выручка от направлений развития "облаков", а власти США и европейских стран стали рассматривать "облако" как панацею от чрезмерных расходов и ключ к модернизации. Но это тенденции мировые.
В России "облака" пока находятся на низком старте. Одна из причин - в потенциальных потребителях силен дух консерватизма в отношении новых технологий и моделей. "Желание обладать тем, за что заплачено, и нежелание трогать то, что уже работает, присущи российскому менталитету. К сожалению, это до сих пор отражается на методах развития IT во многих российских компаниях", - констатирует Алексей Давиденко, руководитель направления "облачных" вычислений дирекции IT-аутсорсинга компании "Астерос".
Эксперты в один голос также называют в числе ключевых проблем не слишком скорого развития услуги безопасность данных, помещенных в "облако", отсутствие доверия к подобной модели хранения данных с точки зрения надежности, доступности и соответствия законодательству. Не последнюю роль в этом играет также отсутствие должной телеком-инфраструктуры. Например, компания IBM готова предлагать на российском рынке услуги своего облака, но ближайшая точка входа к ним - Краков. Еще одна проблема кроется в поведении самих игроков "облачного" рынка. Действия их маркетологов и продавцов скорее запутывают потенциальных клиентов и особенно партнеров, чем помогают в развитии этого рынка, говорит Михаил Козлов, управляющий партнер, консультант по развитию "Развитие.Ру". В результате представители традиционных каналов по продаже программного обеспечения и оборудования начинают волноваться, что их по­ставщики могут начать работать с клиентами напрямую и это поставит под удар их бизнес. "Соответственно, задача производителей облачных технологий - быть более убедительными в продвижении преимуществ новой модели и для конечных по­требителей, и для традиционных каналов продаж", - резюмирует Михаил Козлов.
Еще вчера в этом списке проблем значилась и надежность "облачного" провайдера. Сегодня благодаря растущей конкуренции это перестает быть тайной для покупателей. Многие вендоры и реселлеры проводят мероприятия для заказчиков, позволяющие узнать подробности работы решения, утверждает генеральный директор компании Unicloud (ГК АйТи) Дмитрий Торшин. "Чтобы не ошибиться при выборе провайдера, можно привлечь специалиста со стороны, - говорит Всеволод Кузнецов, генеральный директор "Gemilo Россия", - А можно обойтись своим специалистом. Технический перечень требований включает около двух десятков основных позиций, а анализ основных показателей, дающих представление об уровне провайдера, можно провести и не будучи техническим экспертом". По словам Всеволода Кузнецова, для "облачного" сервиса уровень качества доступа к сети должен соответствовать мировым стандартам, то есть быть не ниже 99,9%. Его обеспечивает система разделенных дата-центров, а сам провайдер должен предлагать техническую поддержку и возможность прямого взаимодействия с техническим персоналом в режиме "24 часа 7 дней в неделю". "Одно из преимуществ "облаков" состоит в том, что потребитель имеет возможность покупать столько этой услуги, сколько необходимо на данный момент времени. Поэтому биллинг и управление учетными записями должны быть автоматизированы, чтобы заказчик мог контролировать стоимость и объем предоставленных услуг", - замечает Всеволод Кузнецов.