На имущество РЖД навели порчу

Автор фото: Борисов Арсений

Октябрьская железная дорога констатирует, что количество случаев вандализма по отношению к главному поезду, курсирующему между двумя столицами, "Сапсану" увеличилось почти в 2 раза.

Всего, как говорится в официальном отчете, "в 2011 году на полигоне Октябрьской железной дороги зафиксировано 1148 случаев вандализма, что на 89,1% превышает показатели 2010 года". 1096 вагонов расписано любителями граффити, пойманы 37 человек. Порча вагонов чаще всего происходит на станциях перегона Тверь — Клин, станциях Крюково, Ладожское озеро, Невская Дубровка, Ораниенбаум. Вандалы не только разрисовывают вагоны, но и бьют в них стекла. За это задержаны 19 человек. Ущерб от вандализма РЖД оценивают в 10,3 млн рублей. Стоимость одного состава приближается к 35 млн евро.
"Сапсан", пожалуй, самый раскрученный поезд в стране. У него есть собственный блог и аккаунт в Twitter. Тем не менее количество хейтеров, выражаясь сетевым языком, растет (хейтер от англ. hate — "ненавидеть").
"Трудно представить, что в отношении "Сапсана" вандальничают, например, представители авиакомпаний, которые теряют клиентов на авиаперевозках, — шутит маркетолог Сергей Славинский. — Все инциденты происходят в основном в пути следования, а не в конечных точках. Так что говорить о том, что РЖД уделяют их продвижению мало внимания, было бы неправильно".
"Сапсан" вызывает к себе ненависть как нечто дорогое и красивое, считает эксперт, есть проблема с его восприятием. "Стоимость билета от Петербурга до Москвы сравнима со стоимостью перелета в ближние города Европы: Стокгольм, Хельсинки, Берлин. Во всем мире железнодорожные перевозки стоят дороже, чем авиа, и воспринимаются как более престижные", — считает Сергей Славинский. Билет на обычный ночной поезд Москва — Петербург в 2–3 раза дешевле.
"Разводы потрескавшегося стекла" — такая же частая деталь в отчетах о путешествиях на "Сапсане", как быстро сменяющийся унылый пейзаж за окном.
"Мы настолько были увлечены беседой, что даже три разбитых стекла (одно из них было наше) в вагоне–ресторане как–то остались вне поля зрения и слуха (хотя удар был приличным), пока не появилось великое множество проводников вместе со службой безопасности", — пишет блогер luysien. "Поезд №158 "Сапсан", прибывший в 18:00, имел разбитые стекла в седьмом и первом вагонах и еще в одном вмятину с отлетевшей краской в области кабины машиниста выше лобового стекла", — сообщает другой блогер. В поезд летят камни, куски льда, банки с краской. Среди жителей поселков по пути следования есть любители подкладывать посторонние предметы на рельсы.
"Из–за скоростного поезда отменили несколько электричек, на которых люди элементарно добирались на работу. Теперь они идут в неудобное время. Конечно, людям из провинции тяжело смириться с тем, что они не попадают на работу, а кто–то летает из Петербурга в Москву и обратно", — считает Борис Гладарев, социолог, эксперт Центра независимых социологических исследований.