Евгений Финкельштейн: "Я человек, который быстро зажигается"

Автор фото: Trend/ Павел Долганов

Владелец корпорации PMI, годовой оборот которой составляет 3 млрд рублей, Евгений Финкельштейн о том, сколько стоит построить театр, об ожидании туристического завтра для Петербурга, а также о чемоданных настроениях бизнесменов.

Евгений Григорьевич, в конце 2011 года юридические проблемы с земельным участком, выделенным для театра Аллы Пугачевой, закончились. На каком этапе находится проект сегодня?
- Сейчас идут предпроектные работы. Нам нужно проанализировать рынок, чтобы понять, какая площадка нужна Петербургу, чтобы она была востребованной и могла конкурировать с другими площадками не только на городском, но и на общероссийском, а может, даже и на европейском уровне. Будет построена площадка-трансформер, которая сможет вместить от 2 тыс. до 14 тыс. человек. Сейчас выбран подрядчик - английская компания Populus, на счету которой строительство 120 площадок, в том числе "О2 арены" в Лондоне. Обсчитывает проект агентство Colliers International.
Несколько лет назад проект оценивался в $250 млн. Какова сегодня его стоимость?
- Сказать точную цифру сейчас сложно. Ориентировочно $400 млн - все зависит от согласования проекта с городскими властями.
Могут быть настолько существенные правки?
- Конечно. Например, из-за паркинга. Разница между строительством наземного или подземного паркинга варьируется от $20 млн до $40 млн. И это очень существенная разница. Например, арена в Лондоне обошлась в $100 млн, но она была без паркинга. Мы, скорее всего, не сможем без него обойтись. Вообще, в те 120 тыс. м2, которые сегодня выделены для концертного комплекса, мы вряд ли уложимся просто потому, что по российским нормам у таких залов, как планируется, должно быть много парковочных мест. Так что необходимо рассматривать с властями возможность увеличения выделенного места или уменьшения количества парковочных мест. Мы готовы на поправки, но проект должен быть рентабельным. В ближайшее время мы покажем, как именно будет выглядеть будущая концертная площадка. Но нельзя ждать, что затраты быстро окупятся. Ежегодно на нашей арене планируется проводить около 200 мероприятий.
Какие теперь сроки строительства?
- По инвестпроекту мы должны закончить строительство за 4 года. Времени у нас много, если учесть, что точно такая же площадка в Лондоне была построена за 58 недель. Ничего сложного там нет, просто нужно провести все расчеты.
В планах - вводить площадку вместе с запуском центрального участка Западного скоростного диаметра, проходящего через Васильевский остров (по последним данным, его сдача перенесена на 2015 год. - Ред.). Без этого транспортного узла попасть на Васильевский остров, где разместится концертный комплекс, всем зрителям будет очень проблематично. Также всегда к услугам зрителей будет метрополитен, который находится в 7 минутах ходьбы от площадки. Кстати, в Лондоне, где у "О2 арены" нет парковки, все пользуются именно общественным транспортом и справляются с этим.
Вели ли вы какие-то предварительные поиски инвесторов?
- До тех пор пока предпроект окончательно не просчитан, в этом нет смысла. Но думаю, он привлечет внимание многих крупных инвесторов. Именно так был реализован проект "О2 арена". О2 - это ведь бренд сотового оператора. Сегодня у его клиентов есть преимущества по бронированию билетов на арену, скидки, специальные права на бронирование определенных мест на концерты и т. д.
В каком состоянии другие ваши девелоперские проекты?
- В здании на Мойке, в котором мы хотели построить гостиницу, решено открыть бизнес-центр. В конце января вся корпорация туда переезжает. Изменение назначения здания связано с очень сильной сезонностью гостиничного бизнеса.
От идеи открыть отель совсем отказались? У вас же есть и земля, и недвижимость.
- В нашем городе отельный бизнес - дело рискованное. Да, с середины мая по август гостиницы заполнены на 100%. Но с осени до весны - провал. Чтобы была круглогодичная заполняемость, например, как в Праге или Каннах, нужно проводить массу мероприятий, которые привлекали бы в город туристов. И цены должны быть ниже имеющихся на рынке сейчас. Остановиться в гостинице в Петербурге стоит гораздо дороже, чем в той же Праге.
Усугубляет проблему тот факт, что мы еще и находимся не в курортной зоне, а стоимость визы в Россию очень высока в сравнении с другими странами. Но главное в том, что визу в Россию еще не так-то просто получить. Говорю это как человек, прошедший этот кошмар. Мы, во-первых, сталкиваемся с этими трудностями, когда привозим иностранных артистов, а во-вторых, я сужу по личному опыту. Когда я жил в Нидерландах, у меня не было российского паспорта. А когда решил его восстановить, пришлось пройти через множество процедур в российском консульстве. Конечно, это проблема не городская, а общегосударственная. И решать ее нужно на федеральном уровне
То есть вы уже не ожидаете того туристического бума, о котором говорили несколько лет назад?
- Ожидаю. Я даже уверен, что он будет. Но когда именно это произойдет, учитывая последние мировые события, сказать сложно. Чтобы туризм развивался, нужны законы федерального уровня, а не городского.
Да, в Петербурге что-то делается. Например, было разрешено круизным пассажирам без визы останавливаться в городе на 72 часа. В результате количество судов, заходящих в Петербург, и людей, посетивших город, увеличилось за год минимум на 30%. Но этого мало. Я еще раз повторюсь: решать проблему нужно на федеральном уровне.
Полтора года назад вы приобрели Институт красоты и санаторий в Карелии, хотя объявили об этом совсем недавно. В этой покупке банальный интерес к земле и недвижимости или вы действительно намерены заниматься этим бизнесом?
- Вначале был, как вы говорите, банальный интерес. Но после более детального изучения этой сферы решили, что сможем заниматься и этим направлением. Мы хотим сделать институт красоты в полном понимании этого слова. То есть это будет не какое-то одно направление, а комплекс услуг от и до. Мы уже купили здание для поликлиники №37, которая располагается вместе с институтом. В скором времени планируем начать реконструкцию.
Значит ли это, что вам, как и многим бизнесменам, близка тема вечной молодости?
- Да, мне близка эта тема, учитывая стрессы, постоянные деловые встречи и т. д. Именно поэтому я и приобрел санаторий в Петрозаводске. Вообще я знаком с работой детокс-клиник, был в Индии, Таиланде, Австрии, Швейцарии.
Для вас основной вид бизнеса - промоутерский? Насколько он изменился с тех пор, как вы начали им заниматься?
- Стало проще. Когда ты умеешь это делать и есть профессиональная команда, то все идет по накатанной. Но промоутерство для меня скорее хобби, чем бизнес. Как бизнес оно достаточно опасно, неблагодарно, рискованно, хотя заниматься им интереснее, чем каким-либо другим бизнесом. На данный момент в промоутерском бизнесе большая конкуренция, идет переплачивание за артистов - безумные деньги. В последние годы не только отечественные, но и артисты мирового уровня перестали приезжать с туром исключительно для продвижения нового альбома. А многие мировые звезды едут именно в Петербург, так как у нашего города стратегически более выгодное положение по сравнению с Москвой. Отсюда до Эстонии рукой подать, а дальше - Европа. Вот тебе и тур. Ведь оптимальное расстояние между городами в туре - это 200-300 км. Я считаю, что без Северной столицы не было бы и московского концертного рынка.
Как вы выбираете артистов?
- Я уже давно никого не выбираю. Мы знаем, кто из артистов запускает тур, и исходя из этого решаем, кого стоит привезти. И это делаю давно не я, а руководители по российским и иностранным проектам.
А что сегодня вам интересно?
- Вообще я человек, который быстро зажигается и так же быстро ко всему остывает. Пожалуй, сейчас я больше времени уделяю национальному билетному оператору "Кассир.ру". На сегодня это самый крупный билетный оператор России: ежегодный оборот - 3 млрд рублей, и каждый день обороты только в Петербурге увеличиваются на 250%.
Не боитесь иметь так много непрофильных бизнесов?
- У меня бизнесы могут быть непрофильными, только если я такая структура, как "Газпром" или РЖД. Все же компании, которые сегодня входят в нашу корпорацию, появились исходя из идеи продвижения бизнеса.
Мы занимались промоутерским бизнесом. Чтобы увеличивать обороты концертов, нужна была радиостанция - сегодня их шесть. Затем понадобилось рекламное агентство полного цикла - появилось PMI-Media. Нужна была реализация билетов - создали "Кассир.ру". Нужны концертные площадки - планируется построить целый концертный комплекс (я имею в виду театр Пугачевой). Затем мы стали развивать девелоперские проекты. Я не считаю себя строителем, я просто бизнесмен, которому одна ниша - промоутерский бизнес - уже давно стала тесной. Так что если глубоко копнуть, все бизнесы между собой связаны.
Каковы ваши ощущения от того, что сегодня происходит в стране? Уезжать не собираетесь?
- Я никуда ехать не собираюсь. В отличие от многих, я уже пожил за границей и знаю, что такое эмиграция. Там у нас будущего нет. Нужно говорить о том, что мы хотим изменить здесь, а не уезжать, и люди, работающие во власти, должны понимать, как сделать лучше для страны, а не для себя лично.
Как человек, достаточно долго проживший за границей, я могу сказать, что чемоданные настроения свойственны людям, которые никогда не жили там. Со всеми минусами сегодняшней жизни бороться можно. Было бы желание.
Евгений, у вас не очень распространенная, но довольно известная фамилия. В Петербурге Институт прикладной астрономии РАН долгое время возглавлял недавно умерший астрофизик Андрей Финкельштейн. В музыкальных кругах известен ваш полный тезка Евгений Финкельштейн. Есть ли между вами родственные связи и что для вас значит семья?
- С Андреем Финкельштейном мы не родственники и знакомы не были. А вот с Евгением Финкельштейном, тоже, кстати, не родственником, была интересная история. Однажды раздается звонок и мне говорят: "Здравствуйте, я Евгений Финкельштейн". "Очень смешно", - отвечаю. "Нет, я действительно ваш тезка, гитарист, звоню вам, чтобы наконец-то познакомиться, а то я устал уже отвечать на просьбы достать билеты на приезжающую в Россию звезду, поскольку я не руководитель PMI". "Знаете, я тоже, - отвечаю, - устал от вопросов, когда же я наконец почту своими гастролями какой-нибудь город". Так мы и познакомились. А там слово за слово - нашлись общие интересы, например воспитание детей. Семья для меня очень важна. Ведь у меня жена и двое детей - девочка и мальчик, и я, конечно, забочусь об их будущем.
Биография
Евгений Финкельштейн родился в 1970 г. в Фергане. После окончания школы уехал в Голландию, вместе с братом Вадимом (ныне главой лиги боев без правил "М-1" и владельцем ресторана "Летучий голландец") занимался экспортом продуктов. Вернувшись в Россию в начале 1990-х, организовал клуб "Планетарий", где выступали зарубежные звезды: Scooter, U-96, Robert Miles и другие. В 1998 г. создал промоутерскую компанию "Планета Плюс". В 2002 г. образована корпорация PMI. Сегодня в ее состав входят промоутерская компания "Планета Плюс", группа радиостанций "PMI-Радио" ("Русское радио", Dfm, "Максимум", Monte Carlo, "Питер FM"), "Love Радио Санкт-Петербург", билетный оператор "Kaссир.ру", рекламное агентство PMI-Media, первая творческая сеть Yatalant.ru, группа компаний "С-Континенталь" (туризм), компания "PMI-Девелопмент", девелопмент-проект "Театр Аллы Пугачевой", Институт красоты на Го­­­роховой, IT-компания "Инфинитек".