Сетям бытовой техники и электроники не удается нарастить долю продаж в кредит. Основную массу кредитов на товары покупатели уже набрали в прошлом году.
Увеличения доли товаров, проданных в кредит, основные игроки рынка бытовой техники и электроники в этом году не отмечают.
В магазинах Media Markt и Saturn на долю кредитных товаров приходится 11-12% от общего объема продаж, эта доля стабильна последние 2 года.
Средняя доля продаж "М.Видео" по кредиту и в 2010 г., и в 2011 г. держится на уровне 20%. Доля в обороте сети "Телемакс" в Петербурге колеблется от 12 до 18%, в регионах - 22-25%, в отдельных городах - до трети всей проданной техники.
За прошедший год доля продаж в кредит "Телемакса" незначительно снизилась - на 1-2%, говорит Владимир Дорофеев, директор по маркетингу сети "Телемакс".
Вторая половина 2010 г. прошла под эгидой "беспроцентного кредита". На старте таких акций доля кредитных покупок достигала рекордных 35-38% от оборота всей сети с пиками до 60-70% в отдельных городах, вспоминает Владимир Дорофеев. Подобную акцию в 2010 г. проводил и "М.Видео". По словам представителя сети Антона Пантелеева, в этот период объем продаж по кредитам был выше.
"Но сливки были сняты, и с каждой последующей акцией доля снижалась как за счет насыщения потребителей, так и из–за банков, повышавших требования к клиенту", - объясняет Владимир Дорофеев.
За счет улучшения системы оценки заемщика удалось увеличить средний размер кредита в октябре-ноябре на 35%, до 30 тыс. рублей, отмечает Ксения Полотерова, начальник отдела бизнес-анализа ОТП банка.
Сказывается на продажах в кредит и развитие кредитных карт. Так, только в III квартале этого года банки выдали уже 1,2 млн кредитных карт, тогда как за весь прошлый год выпустили около 1,4 млн, подсчитало агентство Frank research group.
Происходит замена продаж по кредитам, оформленным непосредственно в магазине, на продажи с использованием кредитных карт, отмечает участник рынка.
В кредит берут в основном цифровую технику: ТВ, компьютеры, мобильные телефоны, фотоаппараты. Повышенным спросом пользуются товары среднего и высокого ценовых сегментов и высокотехнологичные товары: 3D-телевизоры, смарт-ТВ, ноутбуки, планшеты.
По словам руководителя дирекции "Северо-Запад" банка "Хоум кредит" по потребительскому кредитованию Антона Селенкова, клиенты чаще берут в кредит мобильные телефоны и бытовую технику, мебель и одежду.
Сумма таких кредитов - 20-22 тыс. рублей, средний срок - 12 месяцев. Банк "Открытие" в октябре-ноябре 2011 года по сравнению с таким же периодом прошлого года выдал на покупку товаров в 4 раза больше кредитов.
Это произошло за счет роста числа партнеров банка, при этом средняя сумма кредитов не росла, замечает Алексей Фролов, начальник управления развития кредитования в торговой сети департамента розничных продаж банка "Открытие".