Рынок моментальных платежей развивается за счет кредитов

Автор фото: TREND/Андрей Федоров

Банкиры наращивают долю на быстро растущем рынке моментальных платежей. Россияне охотнее пользуются платежными терминалами, чем интернет–банкингом.

Россияне все чаще погашают кредиты через платежные терминалы. В первом полугодии 2011 года доля платежей по кредитам через терминалы достигла 13% от объема рынка моментальных платежей (55,4 млрд рублей). Год назад она составляла 8% (28,3 млрд рублей). В то же время рынок вырос на 19%, до 426 млрд рублей. Такие данные приводит Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ).
Отчасти это можно объяснить ростом потребительского кредитования. По данным Банка России, в первом полугодии 2011 года объем выданных кредитов физлицам оказался на 18% больше, чем год назад. Однако доля в терминальных сетях выросла непропорционально больше.
Крупнейший игрок рынка моментальных платежей - компания QIWI считает основной причиной роста рыночной доли то, что за последний год много банков начало сотрудничать с терминальными сетями. В регионах терминалы стали самым востребованным инструментом погашения кредитов, уверены в QIWI.
В платежной системе "КиберПлат" считают: если за последний год с терминальными сетями и стали сотрудничать новые банки, то сильно повлиять на результаты они не смогли.
"По погашению кредитов 80% оборота дают пять банков: "ОТП", "Хоум Кредит", Альфа-банк, "Ренессанс" и "Русский Стандарт". С ними мы работаем давно", - говорит исполнительный директор "КиберПлата" Владимир Кузнецов.
Один из тех, кто делает ставку на сотрудничество с терминальными сетями, - Ситибанк. "Терминалы оплаты сейчас повсеместно установлены в шаговой доступности. Банковских отделений намного меньше. Еще одно достоинство терминалов в том, что они принимают оплату наличными. Эта функция все еще очень важна в России в силу того, что система безналичного расчета недостаточно развита", - объясняет Руслан Беляев, управляющий петербургским отделением Ситибанка.
По словам Сергея Евстратова, заместителя начальника управления продаж петербургского филиала "ВТБ 24", все больше кредитных организаций развивает собственные терминальные сети, и достаточно успешно. Их доля на рынке растет. По данным НАУЭТ, на рынке моментальных платежей за год выросла доля "остальных участников" (с 23 до 27,9%), а это в основном и есть банковские сети.
Интернет-банкинг менее популярен, чем платежи наличными. Доля пользователей этого сервиса среди всех клиентов банков невелика и сильно разнится в зависимости от кредитной организации.
Например, возможностью платить через Интернет в петербургском филиале "ВТБ 24" пользуется около 10% клиентов. Лидирует в этом сегменте Альфа-банк. Его интернет-банкингом пользовалось в сентябре 32% клиентов.