Транспортные компании энергично наращивают портовые мощности на Балтике, несмотря на избыток терминалов. Инвесторы уверены, что все они будут востребованы через 5-7 лет.
В начале ноября ООО "Группа компаний РТЛ" запустит в порту Усть-Луга терминал "Новая Гавань". Компания специализируется на доставке новых импортных легковых автомобилей в Россию. Пока они перегружаются с судов на автовозы в морском порту Петербурга на территории Рыбного порта и Четвертой стивидорной компании, входящей в состав транспортного холдинга Владимира Лисина Universal Cargo Logistics Holding (UCLH).
"Часть автомобилей мы переведем из Рыбного порта в Усть-Лугу", – говорит председатель совета директоров ГК "РТЛ" Константин Сковорода. Euro Marine Logistics наладит в Усть-Лугу постоянно действующую паромную линию по доставке автомобилей Nissan. Но этого недостаточно для полной загрузки нового терминала, который позволяет перегружать 20-30 тыс. автомобилей в месяц, что существенно превышает текущие потребности рынка.
В планах компании – расширить ассортимент перевозимых товаров. "К весне у нас будут и другие грузы, кроме автомобилей", – уверен Константин Сковорода. От состава грузопотока зависит судьба нового терминала. РТЛ собирается строить вторую очередь, расширить площадь с 20 до 70 га, построить дополнительные причалы, увеличить глубину с 8,05 до 12 м. В первую очередь терминала компания вложила 1,5 млрд рублей. Вторая очередь может обойтись в 3-4 млрд рублей. "Не вся площадка будет использоваться под ро-ро-грузы", – говорит Константин Сковорода.
На фото: Владимир Лисин, владелец холдинга Universal Cargo Logistics Holding (UCLH)
Более масштабные планы развития вынашивает UCL Holding. В начале текущего года холдинг запустил после модернизации первую очередь контейнерного терминала, расположенного на площадке Четвертой стивидорной компании в Большом порту Санкт-Петербург, мощностью 500 тыс. TEUs в год (TEU – один контейнер длиной 20 футов (6,1 м). В следующем году UCL Holding начнет строительство второй очереди контейнерного терминала стоимостью 19 млрд рублей.
По словам управляющего транспортными активами холдинга Олега Букина, работы планируется завершить к 2014 г. Мощность терминала возрастет более чем вдвое, до 1,2 млн TEUs.
Эксперты транспортного сектора давно говорят об избытке портовых мощностей на Северо-Западе России, особенно после кризиса 2008 г. Портовые компании так и не достигли докризисного уровня грузооборота. "Избыток контейнерных терминалов, но не терминалов по перевалке ро-ро-грузов", – поясняет Константин Сковорода. Избыток мощностей отчетливо заметен на контейнерном терминале Четвертой стивидорной компании, с начала 2011 г. компания перегрузила 60 тыс. контейнеров. "До конца года компания перегрузит в лучшем случае 100 тыс., в худшем – 85 тыс.", – прогнозирует директор контейнерного терминала Александр Щербинин.
Низкая загрузка не смущает портовиков. По мнению Олега Букина, терминал вряд ли выйдет на полную загрузку (1,2 млн TEUs) в 2014 г., но в 2015-2017 гг. такая загрузка вполне реальна.
Заместитель министра транспорта России Виктор Олерский не сомневается, что все контейнерные терминалы на Балтике будут востребованы. Даже несмотря на перспективы обострения мирового финансового кризиса, спад производства в США, Европе и Китае – ключевых торговых партнерах России.
Вряд ли падение потока контейнерных грузов будет сопоставимо с падением в 2008-2009 гг., полагает Виктор Олерский. По его словам, скорее всего, можно ожидать ежегодного прироста объема морских контейнерных перевозок на 15-20%.
Но порты Петербурга и Усть-Луги не смогут выдерживать такой прирост грузопотока долго. Не позволит низкая пропускная способность автомобильных дорог на выходе из портов. Эту проблему замминистра пообещал решить на государственном уровне.