Удвоение "Пятерочки"

Автор фото: Trend/Асмолов Евгений
Россия, Санкт-Петербург. Пресс-конференция руководства Х5 Retail Group. На снимке: актер снимающийся в рекламе "Пятерочки".

Андрей Гусев, глава X5, планирует к 2015 г. добиться революционных результатов — удвоить выручку и число магазинов. Но, считают эксперты, к 2013 г. "номером один" в рознице РФ будет "Магнит".

Задачу по удвоению объема выручки, количества торговых площадей и капитализации Х5 Retail Group (развивает сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") глава компании Андрей Гусев поставил перед сотрудниками в конце сентября. Именно по этим параметрам будут оценивать эффективность работы Х5 ее акционеры. Об этом "ДП" сообщили несколько топ–менеджеров Х5. План по удвоению Андрей Гусев намерен реализовать за 4 года — контракт с ним заканчивается в июне 2015 года. Пресс–служба компании на запрос "ДП" не ответила.
Достичь плановых показателей Х5 намерена как за счет органического роста, так и за счет покупки конкурентов. Хотя еще некоторое время назад Андрей Гусев заявлял, что компания будет делать ставку на органический рост.
"Х5 пока официально не объявляла о таких грандиозных планах, хотя декларировала курс на органический рост и экспансию в регионы", — отмечает Наталья Колупаева, старший аналитик TKB Capital. Вероятно, Х5 намерена ускорить темпы развития, чтобы не уступить лидерство своему ближайшему конкуренту — сети "Магнит". Как рассказал один из топ–менеджеров Х5, на итоговом собрании в конце 2010 г. Михаил Фридман, совладелец консорциума "Альфа–групп" (основной акционер Х5), заявлял, что у компании есть все ресурсы, для того чтобы оставаться лидером. При этом он подчеркивал, что акционеры будут расставаться с неэффективными топ–менеджерами.
По данным ИА INFOLine, еще в начале 2011 г. Х5 являлась лидером по выручке, количеству торговых площадей и капитализации, а "Магнит" — по числу магазинов. Однако по итогам первого полугодия 2011 г. Х5 с показателем 1,604 млн м2 уступила первое место "Магниту", который обогнал ее на 8 тыс. м2.
Как отмечает гендиректор INFOLine Иван Федяков, краснодарская сеть уже обгоняет Х5 и по капитализации. "Мы ожидаем, что "Магнит" может стать игроком №1 в России в 2012–2013 гг.", — отметил Иван Федяков. Стратегия "Магнита" заключается в открытии магазинов в мелких населенных пунктах, где практически нет конкурентов, в то время как Х5 развивалась преимущественно в крупных городах. Но последний год стратегия лидера рынка изменилась — ему стали интересны более мелкие города.
По итогам первого полугодия 2011 г. Х5 насчитывала 2683 магазина. Из них 440 — на Северо–Западе. Таким образом, к июню 2015 г. Х5 планирует увеличить сеть почти до 6 тыс. магазинов, из которых около 900 — в городах СЗФО. Преимущественным форматом являются дискаунтеры "Пятерочка". Директор Северо–Западного филиала Х5 Сергей Лепкович не стал комментировать планы по развитию компании. Ранее представители Х5 заявляли, что инвестиции в открытие одного дискаунтера составляют в среднем 10 млн рублей. В Петербурге доля Х5 приближается к 25%, доля "Магнита" мизерна — менее 0,5%.
"Логично, что Х5 решила активно развиваться на Северо–Западе. Компания не хочет отдавать регион "Магниту", — отмечает Иван Худяков. При этом он подчеркнул, что Х5 придется столкнуться с сильной конкуренцией, в том числе со стороны петербургских сетей. Сильную конкуренцию составит и "Магнит", который уже открыл крупный распределительный центр в Новгороде. Если учитывать размеры Северо–Западного региона, то наличие распределительного центра является важным конкурентным преимуществом.  Кроме того, в регионах невысокий доход населения и практически отсутствуют ликвидные торговые площади.
Однако в Х5 уверены, что открыть 400 дискаунтеров на Северо–Западе несложно. "Емкость рынка позволяет открыть значительно больше магазинов", — отметил один из топ–менеджеров Северо–Западного филиала Х5. С этим согласен и президент холдинга "Продовольственная биржа" (сеть "Полушка") Дмитрий Степанов. Но, по его словам, увеличить сеть в 2 раза можно только за счет покупки действующих региональных сетей. "Причем игроки для поглощения есть", — утверждает Дмитрий Степанов. Самые привлекательные на Северо–Западе регионы — это Вологодская, Псковская, Новгородская области, а также Карелия. В этих регионах активно развиваются "Дикси", "Пятерочка", "Полушка", "Лента", "Магнит".
В августе Х5 вышла на рынок Карелии, открыв в Петрозаводске две "Пятерочки". Республика стала пятым регионом на Северо–Западе, где работает Х5. Эксперты прогнозируют, что в то время, пока Северо–Западный филиал Х5 будет наращивать долю присутствия в регионах, "Магнит" начнет параллельное развитие в Петербурге. По словам экспертов, уже сейчас "Магнит" подыскивает торговые площади. "Скорее всего, краснодарская сеть выйдет на рынок открытием сразу 30–50 магазинов", — прогнозирует Иван Федяков, предполагая, что сети придется купить кого–то из действующих игроков. С ноября северное подразделение "Магнита" возглавит экс–директор Северо–Западного филиала Х5 Александр Павлов. Это также говорит, что борьба между конкурентами в регионе будет крайне напряженной.