Две великие катастрофы: Рокфеллер и Путин

Автор фото: итар-тасс

Как крушения грандиозного океанского лайнера и дирижабля с миллионерами повлияли на успех олигархов и создателей вертикали власти в России.

"Когда мы выпьем всю нефть, когда мы выкурим газ..." Эксперты уверены: для экономики России нефть – фактор торможения. "Нефть – это главное зло", – говорит аналитик фондового центра "Инфина" Вероника Чекина. В Норвегии привязку экономики к нефти называют "ресурсным проклятием". В России – "сырьевой иглой". Вчера премьер-министр РФ Владимир Путин, обозначая перспективы РФ на 12 лет, повторил то, что 2 года назад говорил его преемник – нынешний президент РФ Дмитрий Медведев. России пора слезать с сырьевой иглы. Но воз и ныне там.
Гегемония нефтяных компаний восходит к началу прошлого века. Нефтяной "Мефистофель" Джон Дэвидсон Рокфеллер стал одним из первых олигархов, чья империя власти была построена на фундаменте сырьевого бума.
Standard Oil – монополия, осуществлявшая добычу, транспортировку, переработку и продажу нефтепродуктов, созданная в 1870 году как Ohio Corporation при слиянии и поглощении разрозненных нефтедобывающих компаний САСШ (Северо-Американских Соединенных Штатов), – сделала Джона Рокфеллера фактическим монополистом в добыче нефти на континенте.
Успеху нефтяного промысла Рокфеллеров способствовали Великая депрессия и бум автомобильной промышленности. Первоначально автомобиль является "роскошью". "Средством передвижения" его делает "отец" конвейера Генри Форд.
Параллельно с этим в мире продолжаются традиционная добыча угля и прогрессирует "газовая энергетика". Два события, а точнее две катастрофы, решают исход конкурентной войны в пользу нефтяного промысла.
14 апреля 1912 года в первом же рейсе британский пароход компании "Уайт Стар Лайн" "Титаник", совершавший рейс из Европы в США, гибнет при внезапном столкновении с неким препятствием, по официальной версии – айсбергом. В итоге крушения многие знаменитости того времени, включая миллионера и крупного промышленника Джона Джекоба Астора IV с супругой, бизнесмена Бенджамина Гуггенхайма, владельца Macy's Исидора Штрауса, миллионершу Маргарет Молли Браун и пр., вынуждены искать спасения.
Титаник с 2224 пассажирами и членами экипажа тонет. 1513 людей гибнут. Топливом для машин "Титаника" служит уголь.
Спустя четверть века, совершая перелет из Европы в США, взрывается самый большой в мире дирижабль "Гинденбург" (LZ-129).
6 мая 1937 года в ходе неудачной посадке немецкий дирижабль "Гинденбург", завершавший 77-часовой трансатлантический перелет, взорвался и рухнул в районе Манхеттена. "Гинденбург", который использовал для работы водород, стал вторым "Титаником". Причем его крушение имело гораздо более жесткий результат – через год после крушения был введен запрет на использование цеппелинов на водороде.
"Все эти вещи в определенной степени ключевые. Человечество создает выдающиеся вещи, а потом получает щелчок по носу. Но очевидно, что связь, например, продолжает развиваться, а в плане транспорта развитие было замедлено", – отмечают эксперты.
Нефтепромысел помог не только Рокфеллеру. В современной России он также остается ключевым источником сверхдоходов. И последняя новость в этом плане – переговоры вице-премьера России Игоря Сечина с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. Обе стороны заинтересованы в сохранении контрактов по поставкам нефти.
Сильно облысевший после недавней операции в связи с раковой опухолью Чавес предложил обдумать идею создания международной организации, состоящей из нефтяных гигантов, в число которых он включил свою страну и Россию.
Хотя накануне потенциальный президент РФ Путин говорил о том, что от сырьевой зависимости надо избавляться.