Иностранцы полюбили российский квас

Автор фото: итар-тасс

Производители кваса заявляют о росте экспорта напитка по итогам первого полугодия 2011 года. Однако экспорт составляет не более 1% от объема продаж в России.

По итогам первого полугодия 2011 года сразу несколько российских компаний, которые занимаются экспортом кваса, отметили рост продаж напитка за границей. ОАО "Дека" (торговые марки "Никола", "Степан Тимофеевич", "Большой квас" и др.) заявило о том, что объем экспорта кваса за первое полугодие 2011 года в среднем по разным странам вырос на 18% и составил 36 729 декалитров.
Другой российский производитель кваса, компания "Балтика" (торговая марка "Хлебный край"), говорит о том, что объем экспорта напитка в первом полугодии 2011 года вырос на 100%. По сравнению с первым полугодием 2010 года "Балтика" продала за границей более 40 000 декалитров кваса.
"Мы обращаем больше внимания на работу за рубежом в условиях замедления роста рынка кваса в России", — говорит председатель совета директоров ОАО "Дека" Андрей Манский. По данным компании, за первое полугодие российский рынок кваса сократился на 5,8% к первому полугодию 2010 года. В целом за 2011 год, по данным компании "Дека", продажи могут сократиться на 14–15%. Производители кваса прогнозируют, что в дальнейшем продажи кваса будут расти, поскольку интерес к этому напитку в России высок. В компании "Очаково", которая экспортирует квас с 1997 года, говорят, что рынок кваса в России высококонкурентен.
Объемы поставок кваса за границу незначительны по сравнению с общими продажами в России, отмечает главный редактор отраслевого журнала Russian Food and Drinks market magazine Искандер Акчурин. Он ссылается на исследования, согласно которым общий объем рынка кваса в России в рекордном по продажам (за предыдущие 2 года) 2010 году составил 63 млн декалитров (630 млн литров), или 16,82 млрд рублей.
"Основные потребители кваса за границей — российские эмигранты", — говорит Искандер Акчурин. Он отмечает, что у кваса за границей нет большой перспективы, так как рекламные бюджеты производителей других безалкогольных напитков, в частности Coca Cola, несоизмеримо выше того, что тратят российские экспортеры кваса на продвижение своей продукции за рубежом. "Поэтому объявление о росте экспорта — это маркетинговый ход, направленный на продвижение продукции на российском рынке", — считает Искандер Акчурин. По его словам, производители кваса пребывают в уверенности, что, объявив о своих успехах за границей, компании привлекут российских потребителей.
По данным Искандера Акчурина, в общем объеме выручки экспорт не играет большой роли.