Керосином заправляют избранные

СПб. Авиаперевозчики продолжают жаловаться на топливный монополизм в аэропорту Пулково.

В ближайшее время в Пулково должен появиться второй топливозаправочный комплекс: участок для его строительства в августе 2008 г. городские власти передали одной из структур «Роснефти». Авиаперевозчики получат возможность выбирать поставщика керосина. Многое в этом вопросе будет зависеть от позиции немецкой компании Fraport AG -- нового оператора петербургского аэропорта.
По итогам 2009 г. стоимость авиационного топлива в Пулково, по данным комитета по транспортно-транзитной политике Петербурга, выросла на 15%. В декабре 2009 г. 1 т авиатоплива в Пулково стоила $660. В московских аэропортах эта цифра варьировалась от $644 до $733 за 1 т.
Снижение стоимости
Однако представители авиакомпаний уверяют, что зачастую реальные цены на авиатопливо отличаются от официальных.
В ГТК «Россия» «ДП» заверили, что по итогам 2009 г. стоимость авиатоплива у основного заправщика («СОВЭКС») в аэропорту Пулково выросла на 1,3% по сравнению с 2008-м. В авиакомпании также подчеркнули, что с 1 февраля 2009 г. по 1 февраля 2010 г. рост составил 8,5%.
При этом первый заместитель генерального директора ГТК «Россия» Олег Алексеев подчеркнул, что снижение стоимости 1 т топлива за 2009 г. в среднем по всем контрагентам составило 39,4% в сравнении с 2008 г. В ЗАО «Скай Экспресс» уточнили, что в течение 2009 г. цены в Пулково варьировались от 18,5 тыс. до 20,5 тыс. рублей за 1 т. В компании «СОВЭКС» информацию по поводу цен на топливо в Пулково так и не предоставили.
Один оператор
По словам руководителя аналитической службы «АвиаПорт» Олега Пантелеева, на формирование цены на авиатопливо влияют: цена сырой нефти на мировом рынке, сезонные колебания на оптовом рынке топлива, а также конкуренция среди поставщиков топлива.
«В Петербурге меньше нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) -- поставщиков топлива, чем в Москве. А оператор в Пулково и вовсе один -- ЗАО «СОВЭКС». Чем больше конкуренция среди заправщиков, тем меньше возможности у них заработать на продаже авиатоплива», -- говорит он.
По данным ООО «Информационно-аналитический центр «Кортес», в аэропорт Пулково авиакеросин поставляют три компании: ОАО «ЛУКОЙЛ» (42%) и ОАО «Газпромнефть» (43%) (они являются владельцами основного заправщика в Петербурге -- компании «СОВЭКС»), а также ОАО «Сургутнефтегаз» (15%).
Альтернатива
По словам Олега Пантелеева, керосин в Петербург в основном ввозится с НПЗ из Москвы и Ярославля, а это дополнительное увеличение конечной цены топлива. Поэтому многие авиакомпании предпочитают заправлять самолеты не в Пулково, а в других аэропортах у альтернативных заправщиков (например, в Москве или за границей), где топливо существенно дешевле, чем в Петербурге.
«В Петербурге резерва для снижения цен на топливо пока нет. Причина банальна -- монополия. Цены на билеты на направлении Петербург -- Москва и так одни из самых низких, и их дальнейшее снижение для авиаперевозчика чревато риском неокупаемости рейса, -- отметили в ЗАО «Скай Экспресс». -- Доля топлива в себестоимости услуг достигает 30%. Резерв экономии, конечно, есть, но он незначительный -- 500-1000 рублей за 1 т. И этот резерв напрямую зависит от доброй воли и желания ТЗК по услугам хранения и заправки. Единственное решение проблемы -- альтернативный поставщик. Большую часть объемов авиакомпания заправляет во Внуково, в базовом аэропорту, у альтернативного поставщика».«Удельный вес расходов на авиакеросин (без учета услуги по заправке) в общих расходах авиакомпании за 2009 г. составил 22%. Основной поставщик топлива в авиаперелетах дальнего зарубежья -- «Аэрофьюлз», -- сказал Олег Алексеев.
Выход из ситуации
Клиентами ЗАО «СОВЭКС» являются более 200 российских и зарубежных авиакомпаний.
Источники, знакомые с ситуацией в «СОВЭКС», считают, что компания не является монополистом в аэропорту Пулково. «СОВЭКС» не может позволить себе держать цены выше, чем в других российских и зарубежных аэропортах, так как сразу потеряет до 40% своих клиентов. Географические границы по продаже керосина -- 1500 км от Петербурга. Одной заправки хватает на полет протяженностью 3 тыс. км. Это значит, что самолеты авиакомпаний могут приземляться в Пулково, не заправляться здесь, а пользоваться услугами других аэропортов. Существует ряд авиакомпаний, которые не закупают авиакеросин у ЗАО «СОВЭКС».
По мнению Олега Пантелеева, для авиакомпаний неплохим выходом из сложившейся в Пулково ситуации может стать самостоятельное приобретение керосина и хранение его за деньги в аэропорту у оператора.
Однако, как видно из таблицы сравнительной стоимости авиационного керосина за 2009 г., только в январе заправка самолета в Пулково обходилась дороже, чем в Домодедово. В остальные месяцы 2009 г. стоимость керосина в Домодедово была выше, чем в Пулково.
Поэтому надеяться на то, что с окончанием судебного разбирательства между ЗАО «СОВЭКС» и ГТК «Россия» из-за долгов за предоставленное топливо цены на авиационный керосин снизятся, пока не приходится.
329 аэродромов включены в реестр аэродромов гражданской авиации России. Из них 62% имеют взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием. 65% аэродромов оборудованы светосигнальной системой.
на 8,3% снизился в 2009 г. пассажирооборот по отношению к 2008 г. Перевезено 45,1 млн человек при занятости пассажирских кресел 74,3%.
3 пассажиро-места в год предлагается на каждого из 300 млн жителей в США, в Китае (1,3 млрд человек) -- 0,3 места, в России (140 млн человек) -- 0,4 места.
24,4 млрд рублей предусмотрено на развитие аэропортов РФ в 2010 г.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты