Крупнейшая нефтехимическая компания России "Сибур" в 2013 году введет в эксплуатацию комплекс по перевалке сжиженных углеводородов и светлых нефтепродуктов стоимостью 19 млрд рублей в порту "Усть-Луга".
Как сообщил в четверг на презентации терминала, проведенной руководством "Сибура", для своих потенциальных иностранных партнеров директор заказчика-застройщика проекта ООО "Сибур-Портэнерго" Максим Селезнев, комплекс, помимо услуг по перевалке углеводородов, терминал будет осуществлять услуги по экспедированию и таможенному сопровождению соответствующих грузов.
Площадь застройки терминала – 138 га. Комплекс будет переваливать 4 млн тонн углеводородов в год, в том числе 2,5 млн тонн светлых нефтепродуктов и 1,5 млн тонн сжиженных газов. Генеральным подрядчиком строительства выступает компания "Трансстрой". Строительно-монтажные работы, по словам Максима Селезнева, закончатся в 2012 году.
Кроме того, для функционирования портового комплекса ведутся работы по строительству гидротехнических сооружений и дноуглублению – с существующих 1,6-4,5 м до 13,5 м. После этого терминал сможет принимать суда-газовозы и танкеры длиной до 185 м и дедвейтом до 47 тыс. тонн.
По словам председателя правления "Сибура" Дмитрия Конова, своего флота у "Сибура" нет. Однако компания заключила соглашение с "Совкомфлотом" на строительство восьми танкеров. Все суда предполагается строить на зарубежных верфях (крупнотоннажные – в Корее, маленькие, вместимостью 3,5 тыс. м3 газа – в Европе). Суда будут находиться в собственности "Совкомфлота" и зафрахтованы "Сибуром".
Сейчас "Сибур" ведет переговоры об объемах поставок своих сжиженных углеводородов через терминал в Усть-Луге с европейскими партнерами. По словам Дмитрия Конова, эти переговоры продолжатся в течение примерно года, после чего компания начнет заключение контрактов с компаниями, заинтересованными в перевалке нефтепродуктов. По словам Дмитрия Конова, до трех четвертей мощностей терминала "Сибур" рассчитывает использовать под собственные нужды.
В первый год работы терминала ожидаемая выручка от перевалки грузов составит $120 млн, сообщил Дмитрий Конов. По его расчетам, проект окупится через 8 лет. Аналитики отмечают, что эта цифра находится в рамках общеотраслевых показателей, однако сильно зависит от стабильности государственной политики в области макроэкономической и налоговой политики.
За счет строительства терминала в Усть-Луге "Сибур" существенно расширит географию экспорта своей продукции: помимо Турции и Польши компания рассчитывает на клиентов из стран Северо-Западной Европы.
"Сибур" не должен испытывать традиционного в этом году дефицита подвижного железнодорожного состава: компания заранее подстраховалась и еще в 2009 году заключила соответствующее соглашение с РЖД. Стороны тогда согласовали поэтапное увеличение объемов перевозок сжиженных углеводородов, в том числе и через терминал в Усть-Луге до 2020 года. "В рамках соглашения мы со своей стороны берем обязательства о безусловной транспортировке заявленных объемов. При необходимости мы будем рассматривать возможность расширения пропускной способности", - заявлял тогда президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
По словам Дмитрия Конова, активный экспорт сжиженного газа из России прекратится между 2015 и 2017 годами, когда в стране произойдет массовый ввод в строй мощностей по его переработке в продукцию нефтехимической промышленности. В результате многие направления экспорта сжиженного газа, перегруженные сейчас, окажутся недозагруженными. В "Сибуре" рассчитывают, что их терминал в Усть-Луге останется востребованным – за счет удобного географического расположения и современных технологий обработки и хранения продукта.
В 2010 году выручка "Сибура" составила $7,9 млрд, компания инвестировала в различные проекты более 58 млрд рублей. Объем производства сжиженных углеводородов в 2010 году составил 3,4 млн тонн, в планах на 2011 год – 3,55 млн тонн.