Алексей Сергиенко (23 года) — создатель приложения "Метро Петербурга" для "Вконтакте" (более 130 000 подписчиков) — рассказал о своем видении рынка приложений и объяснил, почему он не хочет делать из успешного общественного проекта собственный бизнес.
Вот уже 4 года Алексей живет в Петербурге, но до сих пор помнит то впечатление, которое произвело на него метро. "Я родом из Соснового Бора. Метро — очень существенный признак Петербурга, это город в городе и меня очень привлекает его атмосфера. Однажды ко мне пришла мысль, что можно усовершенствовать те способы информирования людей о работе метро, которые существуют", — рассказывает Алексей.
Его приложение выполнено в виде простой и наглядной карты, которая позволяет рассчитать время в пути, узнать свежие новости из мира метро, увидеть, как устроена станция, посмотреть расположение ближайших к выходу улиц и, главное, дает возможность определить, в какой вагон нужно сесть, чтобы оказаться ближе к выходу на нужной станции.
"Метро Петербурга" не является детищем Петербургского Метрополитена и никак с ним не связано. "Это исключительно общественный проект и это, конечно, один из минусов: сотрудничество с Петербургским Метрополитеном могло бы усилить влияние и популярность приложения" — говорит Алексей. Однако разработчик твердо уверен: к Петербургскому Метрополитену надо прийти с уже сложившейся репутацией, своей аудиторией и результатом.
Приложение написано Алексеем на Action Script 2, разработка заняла у него два года. "Всему приходилось учиться самому: и программированию и разработке методов работы, которые помогают вести приложение. Так что в этом плане я полнейший самоучка, но не могу сказать, что это было очень сложно. Все зависит от умения пользоваться поиском, — говорит Алексей. — Любого манула хватит, чтобы научиться программировать. Но войти в сам мир программирования не очень просто — нужно понять основы и базовые принципы, пройти так называемые tutorial — уроки программирования".
Читайте также:
"Вконтакте" разрешил удалять страницу
Запуск приложения пришелся на весну 2008 года, при его продвижении не были использованы вирусные механики. Для успешного старта потребовалось только разместить по одному сообщению о новом приложении в четырех тематических группах, посвященных метро. За последние два года число подписчиков с 30 000 увеличилось до 120 000, однако быстрый рост приложения остановила "первоапрельская шутка".
"Я помню эту роковую дату. 1 апреля 2011 года — это был большой удар по всем приложениям "Вконтакте", тогда блок «Приложения» исчез со страницы профайла. Посещаемость "Метро Петербурга" в тот же день упала в два раза, уменьшилась добавляемость. Если до этого приложение добавляло себе 100 человек в день, то сейчас его добавляет 10 человек в неделю. До сих пор мне не очень понятно, в чем был замысел этого нововведения: усложненный доступ к приложению ощутимо уменьшает его аудиторию".
"Это один из моих главных жизненных проектов. Для меня "Метро Петербурга" дорого как общественный проект, который никогда не станет коммерческим, не будет вывешивать рекламу — это принципиально!" — говорит Алексей.
Наиболее цивилизованным способом заработка на рынке приложении он считает платный функционал: "Мне многое не нравится в том, как организованы приложения "Вконтакте". В большинстве случаев авторы хотят, чтобы приложение было установлено еще до того, как им можно было полностью воспользоваться. Навязчивая реклама, которая размещается для того, чтобы заработать денег, мне тоже была всегда неприятна чисто эстетически. В моей карте на счету каждый миллиметр, если туда добавить что-то еще, то это будет некрасиво и неинтересно пользователю. Я готов поступиться коммерческой выгодой ради того, чтобы всем было приятно — и мне, и пользователю".
Среди самых известных проектов подобной тематики "Метро.Яндекс" и pMetro, а также мобильные сервисы. "Мне не хочется ни с кем конкурировать, мне просто интересно осуществить свою задумку. Просто так получается, что я делаю то, что мне интересно и это оттягивает какую-то часть аудитории у других, — рассказывает Алексей. — Меня часто благодарят за то, что приложение полезно и подкидывают очень хорошие идеи. Так в августе у нас запустится новая функция — появится схема расположения банкоматов на станциях. Это будет очень мощный рывок в этой нише".
Для того чтобы пассажирам было еще удобнее ориентироваться в метро, Алексей хочет убедить ГУ "Оператор перевозок" печатать схему метро на БСК. Интересно, что в Минске, например, схема метро печатается на проездных по умолчанию, однако встречной инициативы у российского метрополитена предложение Алексея пока не вызвало.
"Я активно пишу на сайте Podorozhnik.spb.ru, но электронный вариант общения с официальными структурами менее эффективен, чем бумажный. Однако, успех вполне возможен: это было бы удобно пассажиру и почти не влияет на стоимость проездного. Я совершенно не настаиваю на печати моей схемы — она сделает акцент только на одном аспекте навигации метро и искажает размеры, представленные в официальной и очень красивой схеме метрополитена", — говорит Алексей.
"Я думаю, у разработчиков, кроме "первоапрельской шутки" еще много претензий к "Вконтакте", — уверен Алексей. — Очень напрягает постоянная чехарда с правилами: например, раньше можно было постить внешние ссылки в приложении, но потом ввели на это запрет, а сейчас снова разрешили. Хочется, чтобы все было решено раз и навсегда, как в Конституции. Если говорить о рынке приложений в России в целом, то хочется, чтобы разработчики были более культурными и ответственными за то, как приложения выглядят приложения, как они распространяются, какие требования выдвигаются пользователям".