Дмитрий Медведев изменил инвестиционный климат через суд

Сергей Магнитский

На встрече с представителями судейского сообщества президент России Дмитрий Медведев рассказал про то, как улучшение российской системы правосудия благоприятно для инвестиционного климата, немного погрешив против истины.

Во вторник на встрече с представителями судейского сообщества президент России Дмитрий Медведев отметил улучшение инвестиционного климата в России и назвал причиной этого совершенствование российской системы правосудия. При этом он ссылался на неких иностранных партнеров "которые еще несколько лет назад повсеместно называли недостатки судебной системы одной из главных причин, по которой они боятся вкладывать деньги в нашу страну". А теперь, значит - не называют.
Интересно, что в этот же день инвестиционный фонд Hermitage Capital распространил сообщение о введении визовых санкций в отношении российских чиновников, являющихся фигурантами в деле юриста Сергея Магнитского, погибшего в следственном изоляторе.
Сергей Магницкий оказался под стражей после того, как выявил миллиардные хищения государственных средств при участии представителей силовых ведомств и чиновников.
В июне прошлого года, госсекретарь США Хиллари Клинтон потребовала от властей РФ наказать всех причастных к гибели Сергея Магнитского, арестованного по сфабрикованному, как она заявила, обвинению. На встрече с прессой, отвечая на вопрос представителя одного из западных СМИ, президент РФ Дмитрий Медведев обещал разобраться в деле Магнитского и наказать виновных.
СК РФ возбудил уголовное дело в отношении Дмитрия Кратова – уже бывшего замначальника СИЗО "Бутырка", где умер Магнитский, и врача Литвиновой. Им инкриминируют, в частности то, что на протяжении нескольких месяцев они отказывали Магнитскому в оперативном лечении.
Представители Hermitage Capital считают эти меры недостаточными и делают свои выводы. "Тот факт, что высокопоставленные деятели ставят защиту коррупционеров выше соблюдения общепризнанных прав человека и интересов международной безопасности, может говорить лишь о том, что выявленная Сергеем Магнитским масштабная коррупционная схема, по-видимому, курируется на самом высоком правительственном уровне", - предлагают они гипотезу.
"Сейчас упреки в адрес всего российского правосудия звучат реже, а критике подвергаются лишь отдельные судебные решения, что, наверное, нормально", - говорит президент России. Благодаря этому, по его версии, инвестиционный климат улучшается.
Приток иностранных инвестиций в Россию в первом квартале 2011 года, по официальным данным, вырос в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Однако с точки зрения качественного подхода все не так просто.
"Если, например, сравнить Россию с Казахстаном, где прямые иностранные инвестиции составляют  вклад в ВВП на уровне 5–10%, то, конечно, России есть чему поучиться. Казахстан открыл свой нефтяной сектор для иностранных инвестиций и поощряет иностранные вложения в нефть и газ",  - цитирует РИА "Новости" эксперта BNP Paribas Юлию Цепляеву.
В правительстве уверены, что у России есть все шансы довести уровень прямых иностранных инвестиций до $60–70 млрд в год. "Большая часть иностранных инвестиций в Россию – это короткие деньги. Вложений инвестиций в основной капитал российских компаний практически безрезультатно ждут вот уже 17 лет", - отмечает начальник аналитического отдела ФЦ "Инфина" Александр Иванищев. Приток иностранного капитала в Россию, о котором говорит Дмитрий Медведев, также совпал с программами количественного смягчения ФРС США, когда свободные деньги быстро закачивались в очередные пузыри на фондовых рынках.
Версия президента прозвучала на фоне приватизационных процесов в российских госкомпаниях. Что касается правил игры, то они не меняются. Иностранцы в России закладывают в проекты политические риски и коррупционный налог.