Следственный комитет объявил, что беспорядки националистов на Манежной площади в Москве организовали оппозиционеры из "Другой России". Другороссы уверены, что это намеренная дискредитация оппозиции. А Дмитрия Медведева выставили защитником погромщиков.
Следственный комитет РФ заявил о завершении следствия по делу о беспорядках на Манежной площади. В декабре 2010 года, напомним, в центре столицы, под стенами Кремля, несколько тысяч футбольных фанатов устроили митинг, переросший в потасовку с ОМОНом. Так они отреагировали на убийство спартаковского фаната Егора Свиридова кавказцами - точнее, на недостаточную, по их мнению, активность правоохранительных органов по поимке и наказанию убийц.
"К уголовной ответственности привлечены гражданин Белоруссии, активист незарегистрированного общественного объединения "Другая Россия", участник движения "Стратегия 31" Игорь Березюк, действовавший с ним по предварительному сговору активист "Другой России" Кирилл Унчук, активист "Другой России" Руслан Хубаев, а также Леонид Панин и Александр Козевин. По ходатайству следствия судом в отношении них избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - говорится в заявлении СК РФ. - Уголовное дело в отношении указанных лиц направлено рокурору для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу. Расследование уголовного дела в отношении других участников беспорядков продолжается".
Березюку предъявлен целый букет обвинений - в призывах к массовым беспорядкам, хулиганстве, возбуждении ненависти, применении насилия в отношении представителя власти и вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Остальным - только первые три пункта.
На фото: Акция протеста 11 января. Москва
Унчук и Хубаев были арестованы в марте 2011 года, Березюк - раньше, в январе. В лагере оппозиции сразу заявили, что речь идет о намеренной дискредитации "Другой России", а активистов пытаются безосновательно обвинить в организации событий на Манежной площади. "Тот факт, что в результате обвинения были предъявлены исключительно активистам легальной организации, не прибегающей в своей деятельности к насилию или к ксенофобской агитации свидетельствует о политической направленности преследования", - говорилось в заявлении "Союза солидарности с политзаключенными".
"Другороссов просто назначили крайними, - говорит член исполкома "Другой России" Александр Аверин. - Они не раз участвовали в акциях протеста, их лица были известны, так что когда их увидели на Манежке, их и назначили виновными".
Аверин не отрицает, что Березюк, Унчук и Хубаев были на Манежной площади в тот день. Но делать из них организаторов нельзя, уверен он. "Там были представители самых разных сил и движений. Вообще, у таких акций нет организатора - это народное возмущение", - говорит Аверин и указывает также на то, что "Другая Россия" как движение никакого влияния на фанатские круги не имеет. "Есть болельщики среди нас, конечно, но всегда разделяется футбол и политическая деятельность.Фанатские группировки вообще аполитичны и очень подозрительно относятся к любой политической деятельности", - рассуждает он.
Действительно, о том, чтобы сторонники Эдуарда Лимонова водили на митинги толпы фанатов, никто до сих пор не слышал. В противном случае другороссы выводили бы сотни футбольных хулиганов на акции "Стратегии 31", чего, как известно, не происходит. Поэтому способность "Другой России" организовать подобные беспорядки вызывает сомнения. Тесной дружбой с фанатами пока что хвастался только глава Росмолодежи, бывший лидер прокремлевского движения "Наши" Василий Якеменко, который мог бы, по крайней мере, попытаться в таком случае предотвратить массовые выступления. Но фанатские лидеры и активисты праворадикальных движений, напротив, избежали преследования, несмотря на явно националистический характер выступлений на Манежной.
Между тем в Петербурге под следствием уже находятся 12 активистов "Другой России". Они обвиняются в участии в экстремистской организации - официально запрещенной НБП. Для признания организации экстремистской достаточно двух уголовных дел в отношении ее участников, отмечает Александр Аверин. По его мнению, для этого и задумано давление на другороссов, с тем, чтобы нейтрализовать актив уличной оппозиции к осени, перед парламентскими выборами.
Примечательно, что в разбирательствах вокруг Манежной активно участвовали члены тандема. Премьер-министр Владимир Путин фанатов увещевал и даже съездил возложить венок на могилу Егора Свиридова. Тем самым Путин как бы показал, что он с фанатами на одной стороне, после чего привлекать их к ответственности уже не было никакой возможности - получилось бы, что премьер якшается с экстремистами.
С президентом Дмитрием Медведевым следователи поступили не так тактично. Медведев, узнав о беспорядках, пообещал через свой Twitter "разобраться со всеми, кто гадил". Но в декабре 2010 года - уже после выступления фанатов, но еще до того, как были задержаны другороссы - Медведев отнес лидера "Другой России" Эдуарда Лимонова наряду с другими оппозиционерами к "перспективным публичным политикам со своей электоральной базой". После завершения следствия, таким образом, вольно или невольно был создан эффект того, что президент как раз уважительно относится к людям, организующим националистические погромы.