Gazelle живут в Силиконовой долине

Автор фото: Архив "ДП"
Памела Флаерти

Фонд Citi занимается образованием и повышением квалификации малого и среднего бизнеса в 160 странах. "ДП" спросил президента Фонда Citi Памелу Флаерти, в каких странах бизнес чувствует себя лучше всего.

-Расскажите, пожалуйста, о фонде и вашей работе в нем?
— Расскажу немного о своей работе. Я являюсь президентом и руководителем некоммерческой организации Фонд Citi и занимаю пост директора по социальной ответственности бизнеса Citigroup, помогая моим коллегам из бизнес–подразделений добиваться позитивных результатов для всего сообщества. Работаю в Ситибанке уже 42 года и была руководителем подразделения банка, сети филиалов, занималась маркетингом, работала с персоналом. Как видите, в кругу моих интересов самые разные аспекты. Таким образом, сейчас я могу представить картину полностью — весь бизнес изнутри и потребности общества в целом.
-Как вы считаете, где в мире наилучшие условия для развития малого и среднего бизнеса?
— У нас накоплен очень богатый опыт по работе с бизнес–организациями во всем мире. Citi занимается этим более 100 лет. Наш опыт говорит о том, что основные возможности для роста компаний лежат в сегменте развивающихся рынков — это Латинская Америка, Бразилия, Индия, Китай, Россия, Африка, Польша, Турция. Россия для Citi является приоритетной страной ведения бизнеса, обладающей огромным потенциалом развития. И этот вывод основан на серьезном анализе. Наше преимущество заключается в том, что мы наблюдаем за ситуацией не в 10 или 20 странах, у нас их более 160.
-Чем Россия отличается от других стран с точки зрения условий для развития бизнеса? Что здесь плохо и что хорошо?
— Мы опираемся на данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), который проводится более чем в 60 странах. Каждый год ученые выясняют, как развивается предпринимательство в тех или иных регионах, пытаются выделить новые направления предпринимательской деятельности и то, какие лидерские качества помогают в развитии бизнеса в текущий момент. Помимо критериев успешности ученые выявляют сложности и определяют, что мешает предпринимателям развиваться. Анализируются все параметры, например законодательство и все, что с ним связано, и аспекты культуры: насколько люди готовы рисковать, насколько в обществе принято понятие неуспеха, насколько приветствуются инновации. Например, в Соединенных Штатах, в Силиконовой долине, а это, наверное, самое инновационное место в мире, если вы потерпели неудачу, это воспринимается как багаж, опыт, а если вы не испытывали неудачи, вы еще не стали хорошим и опытным предпринимателем. Это исследование демонстрирует, что предпринимательство — это очень сложная, многоаспектная деятельность, многие факторы влияют на ее успешность. В России, например, культурные аспекты очень сильны. Но данные по России за предыдущие годы базируются на 2 тыс. интервью, что тоже немало. Однако сейчас мы предоставили грант на увеличение количества респондентов до 8 тыс. и надеемся, что в результате этого данные будут более достоверными. Этим мониторингом в России занимается исследовательская компания "Левада–центр" и Высшая школа менеджмента СПбГУ.
-Сколько Фонд Citi тратит на поддержку и обучение бизнеса в год?
— В 2010 году Фонд Citi выдал гранты на общую сумму $ 67,9 млн по всему миру, из них $11,7 млн было потрачено на поддержку предпринимательства. В Россию Фонд Citi направил около $ 1 млн в 2010 году, из них $ 410 тыс. — на развитие предпринимательства.
-Правительство в Петербурге второй год дает деньги на открытие бизнеса. Примерно $10 тыс. можно истратить на старт в бизнесе и не возвращать. Интересны ли такие начинающие компании для Фонда Citi?
— Мы не предоставляем гранты отдельным компаниям. Миссия нашего фонда в распространении финансовой грамотности и доступности экономических знаний. Наш фонд поддерживает организации и учебные заведения, которые поддерживают и развивают малый и микробизнес. Людям нужны знания: как использовать деньги эффективно, что такое бизнес–планирование. Доступ к капиталу — важная проблема, но, с другой стороны, важна финансовая грамотность и экономические возможности страны, где этот бизнес стартует. Это как иметь дорогую машину, но не знать, как на ней ездить. Люди могут прекрасно представлять преимущества своей продукции, но наша задача — помочь им выстроить весь процесс финансово эффективным. В разных странах и на разных рынках — это разные условия. Через образование мы стараемся поддерживать любые компании — от самых маленьких до больших и тех, у кого есть потенциал для дальнейшего роста. Но что касается грантов… Мое мнение, лучше уж кредиты по льготным ставкам. Когда люди платят деньги, они больше ценят полученный результат.
-Вы слышали о Gazelle Бизнеса?
— Да, конечно. Нам эта идея чрезвычайно близка. И если вы занимаетесь исследованием Gazelle, вам нужно влиться во всемирную исследовательскую группу, занимающуюся подобными проектами, и опыт петербургского проекта должен стать достоянием всего делового мира.
Кроме исследований, также важно выделять и поощрять самые успешные компании–газели, и вы такую деятельность тоже ведете. Фонд Citi также учредил ежегодный конкурс "Премии Citi в области микропредпринимательства" в 28 странах, в том числе в России.
-Российские предприниматели верят, что правительство США пригласило компании в Силиконовую долину и сказало: "Приходите и зарабатывайте!" Российский аналог Силиконовой долины ассоциируется у них со словами "приходите, и мы будем зарабатывать на вас"...
— Что касается Силиконовой долины, это не правительство приняло решение, это сам бизнес организовался и начал там развиваться при дальнейшей поддержке правительства. Многие компании, особенно технологические, начинали в гараже, вскоре они смогли начать сотрудничество с университетами.
Решения правительства как такового — организовать Силиконовую долину — не было. Это произошло естественным образом, и венчурный капитал присоединился к инициативе уже в процессе. Другие штаты США пытаются применить у себя опыт Силиконовой долины, но плохо в этом преуспевают. Есть такие отдельные ростки, как Бостон и Остин. Есть отдельные центры и в Нью–Йорке, но они объединены в кластеры — интернет–технологии, коммуникации, реклама — это отчасти другой сектор, чем инновации. Могу я, в свою очередь, вас спросить, о чем говорят сейчас представители малого бизнеса в России?
-Их беспокоит рост налогов и страховых взносов. Растущие цены на электричество. Они хотят, чтобы им вернули 14% уплаты страховых взносов и сократили отчетность для малого бизнеса. В Петербурге в малом бизнесе занято 1,5 млн человек. Это 307 тыс. компаний, но реально работает, может быть, половина. В связи с этим вопрос: трудно ли открыть новую компанию в Америке?
— Бизнес в любой стране — достаточно рискованное дело. Рынок США хорошо развит, и американские предприниматели вынуждены выбирать более инновационные идеи для бизнеса, также только самые талантливые и конкуренто­способные люди способны добиться успеха. Американская бизнес–культура позволяет предпринимателям набираться опыта, даже делая ошибки, что очень важно для развития предпринимательства. Поддержку таким компаниям оказывают как государственные, так и некоммерческие компании. И конечно же в любой стране важно создать законодательную базу, которая была бы направлена на юридическую и финансовую поддержку малого и среднего бизнеса.
- Как вы считаете, малому бизнесу нужно сосредоточиться на своей территории или рваться за ее пределы?
— Многие недооценивают экспортный потенциал малого и среднего бизнеса, хотя международные перспективы у этого сектора очень хорошие. Часто бывает так, что маленькая страна продает множество продуктов. Это обу­словлено тем, что свой рынок недостаточен, и они занимаются экспортом. Например, Исландия — небольшая страна, а занимает одно из ведущих мест в мире по экспорту генетической продукции и инжинирингу, а также экспортирует рыбу. Все зависит от степени рискованности предпринимателей.