Согражданство рождает новые возможности

9 июня в Российском Этнографическом музее начала работу III Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы совершенствования государственно-конфессиональных отношений в Санкт-Петербурге и регионах Российской Федерации (по итогам решений Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 11.02.2011 г. Уфа)»

Конференция организована Комитетом по внешним связям Санкт-Петербурга при поддержке Российского Этнографического музея, Государственного музея истории религии и Центра государственно-конфессиональных отношений Северо-Западной Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Конференция стала продолжением дискуссий в среде ученых и практиков, широко развернувшихся после заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, прошедшего в феврале этого года в Уфе при участии Губернатора Санкт-Петербурга. Конференция посвящена обсуждению перспективных форм взаимодействия органов государственной власти и представителей религиозных организаций по вопросам гармонизации межэтнических отношений, предупреждению этноконфессиональных конфликтов, утверждению единства российской нации и укреплению межконфессионального диалога. В конференции принимают участие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, Санкт-Петербурга и ряда субъектов РФ, религиозных организаций Санкт-Петербурга, ведущих научно-образовательных центров страны.
Открывая заседания, директор Российского Этнографического музея Владимир Грусман отметил закономерность проведения столь широкого научно-практического форума по заявленной теме именно в Мраморном зале музея: с 1902 музей собирает артефакты многонациональной и многоконфессиональной культуры России. Он также подчеркнул значимость для России диалога светской и духовной власти.
О колоссальном влиянии религии на общественное самосознание говорил и главный советник Департамента по связям с общественными организациями Аппарата Полпреда РФ в СЗФО Виктор Михайлов. Он отметил, что без участия религиозных организаций невозможно сохранение единства российской нации. Игорь Риммер, представитель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по связям с религиозными организациями, уверен, что современная Россия не должна делить людей по национальному и религиозному признаку, однако, неустойчивая экономика части регионов, активизация миграционных потоков часто приводит к этнической разобщенности. Василий Захарьящев, первый зампред Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, подчеркнул, что неуважение к закону порождает явления, расшатывающие мирный уклад жизни страны.
Ольга Королева, советник Управления Президента РФ по внутренней политике, высказала мнение, что Петербург традиционно выступал символом веротерпимости, городом межконфессионального и межнационального согласия, окном России не только в Европу, но и во весь мир. Михаил Бродский, Член Правительства Санкт-Петербурга, представитель Губернатора Санкт-Петербурга в Законодательном собрании напомнил, что в северной столице проживают представители 138 национальностей, 37 конфессий, 441 религиозных организаций. Он отметил, что в городе налажен механизм диалога между конфессиями, что, безусловно, будет способствовать конструктивной работе Консультативного совета по вопросам реализации государственной национальной политики в Санкт-Петербурге при Правительстве Санкт-Петербурга, созданного в соответствии с поручением Президента РФ по итогам заседания Госсовета в Уфе: «Духовная жизнь не может протекать без разногласий, каждый приверженец своей религии должен сохранять уважительное отношение и к представителю иной веры».
Рашит Рафиков, заместитель начальника управления общественных связей Губернатора Красноярского края, поделился опытом гармонизации межнациональных отношений в регионе, где представлены более 300 религиозных организаций и проживают представители 137 национальностей. С 2001 года в крае организовано большое количество дискуссионных площадок, в рамках которых проходят межконфессиональные совещания, противодействующие угрозам века информатизации – алармистским флеш-мобам, экстремистским сообщениям из социальных сетей. Г-н Рафиков отметил, что религиозные объединения мало представлены в Интернете, отсутствуют профессиональные блоггеры, которые могли бы писать просветительскую публицистику и при этом общаться с молодежью на ее языке. Он отметил, что без организации пула компетентных экспертов в области религиоведения сложно работать.
Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии, настоятель храма Илии Пророка на Пороховых протоиерей Александр Будников рассказал участникам конференции, что социальная концепция РПЦ, принятая на Архиерейском соборе 2002 года, утвердила принципы церковного служения, направленного на спасению мира. Из 50 пунктов решений собора 18 относятся к взаимодействию Церкви с государством, и затрагивают вопросы разрешения межнациональных конфликтов посредством просветительской, социальной и психологической работы с гражданским населением. Протоирей А. Будников также подчеркнул, что не только ученые и эксперты, но и священники должны постоянно повышать свой образовательный уровень, чтобы любой пришедший в храм мог получить квалифицированный ответ на интересующий его вопрос. Особую роль также приобретают монастыри и комплексы исторического значения. Их настоятели выступают трансляторами не только религиозных ценностей, но могут поделиться с гостями, независимо от их конфессиональной принадлежности, культурным наследием объекта российской истории. А детские приюты при монастырях призваны проводить работу по профилактике экстремизма в молодежной среде.
Игорь Лысенко, директор Института дополнительного профессионального образования Русской христианской гуманитарной академии считает, что религиозное образование обязательно должно присутствовать в процессе воспитания детей. Его мнение основано на анализе отечественного дореволюционного и зарубежного опыта, а также на психофизиологических научных исследованиях В.М. Бехтерева, которые установили, что основы нравственности и духовности закладываются в виде запечатления в первые пять лет жизни ребенка. Поэтому азы традиционных ценностей, в том числе религиозных, должны передаваться детям еще в детском саду в неявной форме, например, в виде совместных с родителями праздников, организуемых подготовленными педагогами. Уважительное отношение к иному может быть только у человека, обладающего собственным сформировавшимся мнением».
Первый зампред Духовного Управления мусульман Санкт-Петербурга Равиль Панчеев подчеркнул, что на фоне нестабильности на Северном Кавказе, потоков беженцев и переселенцев возникают проблемы межнационального общения. На этом фоне научный анализ Ислама становится общественной потребностью, лишь так можно избежать неверного толкования его основ, подмены понятий. Россия в целом нуждается в создании новых правовых, нравственных и социальных норм. По его словам, лишь динамизм, самосовершенствование, готовность воспринимать неудачи не как крах жизни, а как толчок для дальнейших успехов, позволят России сохранить ее культуру: «Сегодня как никогда актуальны идеи единения человечества. Ислам как раз учит веротерпимости и лояльному отношению к другим религиям. Тысячелетняя история сотрудничества христианства и ислама на основе милосердия и гуманизма содействует формированию целостного духовно-нравственного образования россиян». Также он отметил, что традиции многих народов остаются нам не понятны и даже отторгаются, поскольку в научном сообществе господствует материалистическое мировоззрение. Вместе с тем, образование должно давать не только научные знания, но и ценностные ориентиры. В частности, мусульманское духовенство ориентирует молодежь уважать других людей, но, по мнению г-на Панчеева, преподавать религиозноориентированные дисциплины наравне с обычными в школах не стоит, надо, в первую очередь, воспитывать в подрастающем поколении культуру толерантности.
Настоятель Санкт-Петербургского буддийского храма «Дацан Гунзэчойнэй» Буда Бадмаев отметил, что за последние 10-15 лет в Петербурге появилось много действующих церквей, а благодаря поддержке властей и просветительской деятельности религиозных объединений, ориентированных на нравственные ценности горожан становится все больше. Он отметил, что не только школа, но и родители несут ответственность за сохранение целостности российского общества. Образец толерантности продемонстрировал Президент Дмитрий Медведев, посетив во время визита в Бурятию Агинский дацан. Настоятель высказал пожелание, чтобы и петербургский храм посещали представители федеральной и региональной власти, провоцируя интерес к религиям России среди представителей СМИ и общества.
Интервью с директором Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ Александром Журавским.
Как вы можете оценить ход реализации Программы Толерантность в Санкт-Петербурге?
Наличие или отсутствие подобной программы свидетельствует об отношении региональных властей к социальным процессам. Тот факт, что Программа Толерантность обладает таким богатым бэкграундом и историей, причем, надо сказать, весьма успешной историей, инициирует много достойных продуктов - календарей, социальной рекламы, телевизионных проектов, конференций – говорит о ее значимости. Понятно, что все эти мероприятия рассчитаны на разные страты населения, социальные слои, круг экспертов, религиозно-этнические сообщества и также понятно, что всегда будет не достаточно средств, чтобы охватить все население Петербурга. Но главное, что задаются тренды, направления активности, которые провоцируют новые волны общественной инициативы.
Влияет ли программа на этнокультурную политику в других регионах?
Общественным структурам, религиозным сообществам, властям в соседних регионах важно видеть, что северная столица России инициативна в этом отношении. Не случайно в Санкт-Петербурге происходит столько событий, связанных с деятельностью органов государственной власти в Северо-Западном федеральном округе. Все смотрят на Санкт-Петербург, поверьте, многие ссылаются на опыт города при создании своих программ и проектов. На заседании Президиума Госсовета в Уфе выступление Губернатора Петербурга было одним из самых ярких, она продемонстрировала великолепное владение материалом и погруженность в тему. Потому что Санкт-Петербургу действительно есть что представить. Хотя город непростой и, как любой мегаполис, сталкивается с совокупностью проблем, связанных с миграцией, необходимостью интегрировать приезжих в городское пространство. Но если пять-шесть лет назад Петербург часто фигурировал как город, в котором происходили конфликты с участием радикальных группировок, сейчас в массовом порядке это не наблюдается. Я считаю, что это тоже заслуга региональных властей.
Как прививать толерантные установки на уровне массового сознания, а не только среди экспертов и лидеров мнений?
Через общие понятия и общие ценности. Мы все должны понять, что из нашего гражданства вырастают все наши права. Согражданство, в конечном итоге, рождает наши возможности и нашу ответственность. Мы прежде всего россияне, граждане Российской Федерации, а уж потом татары, калмыки, православные, иудеи, буддисты, протестанты и т.д. В такой приоритезации мы сохраним страну. Если же каждый представитель своего сообщества – профессионального, этнического, религиозного будет выбирать, прежде всего, свою профессиональную, этническую, религиозную идентичность, а гражданство ставить на вторые и третьи позиции, тогда мы можем столкнуться с проблемами, аналогичными ситуации в Советском Союзе. Поэтому в школе, в детском саду, в семье надо формировать такие условия и стимулы, которые будут говорить о том, что все мы граждане Российской Федерации, большой страны, которая защищает этнокультурное многообразие при наличии этнической и религиозной доминанты. Но при этом, ни на уровне руководства страны, ни на уровне региональных властей, вы не услышите о том, что наша страна мононациональна или монорелигиозна. Потому что Россия с ее синтетической цивилизацией изначально заявляет себя как страна культурного многообразия, поэтому мы в течение такого количества веков существуем именно в этом государстве. Именно поэтому наша страна была привлекательна для других регионов, которые присоединялись к российскому государству на разных этапах его существования. Если мы утратим эту привлекательность, ослабнут и скрепы, которые обеспечивают нашу целостность и силу.