Кстати, о птичках

Еще недавно финская Rovio была никому не известна. Сейчас в ее игры играют десятки миллионов человек, компания оценивается в сотни миллионов долларов, а все благодаря птичкам.

Количество людей, скачавших на свои смартфоны игру Angry Birds (англ. «злые птицы»), во всем мире примерно равно населению России. Такой известности «птички» добились за 15 месяцев с декабря 2009 года, когда их выпустил финский разработчик Rovio (название переводится как «огромный костер»).
Суть игры крайне проста. Надо стрелять из рогатки по свинкам, расставленным на конструкциях вроде городошных фигур. Снарядами выступают разнокалиберные птички. По легенде игры, пернатые мстят свинкам за кражу яиц.
Среди приложений для смартфонов есть похожие по принципу, где, например, надо разрушить замок камнями из катапульты. Но почему именно Angry Birds у всех на слуху? Может, есть какой-то секрет? Или компания просто хорошо вложилась в раскрутку? В поисках ответов корреспондент «ДП» отправился в Финляндию.
Плюшевый рай
Офис Rovio находится в городе Эспоо по соседству со штаб-квартирой Nokia. Рабочее помещение выглядит так, как будто там только что прошла подготовка к утреннику в детском саду. У входа лежат огромные костюмы птичек. А плюшевых персонажей в офисе, кажется, больше, чем сотрудников. В штате компании сейчас 72 человека, а год назад было всего 12. И на сайте Rovio еще есть открытые вакансии.
По структуре управления это почти семейный бизнес. Председатель совета директоров Rovio Кай Хед -- отец генерального директора Микаэля Хеда, а двоюродный брат последнего Никлас Хед занимает пост исполнительного директора.
Компания существует с 2003 года (сначала под названием Relude), на ее счету около 50 игр, но громко выстрелила только Angry Bird.
«Мы изначально планировали сделать хит, -- утверждает вице-президент по PR Rovio Вилле Хейари (справедливости ради надо сказать, что он пришел в компанию уже после выхода Angry Birds). -- На разработку ушло 80 тыс. евро и 8 месяцев. Это вдвое больше денег и времени, чем мы обычно тратили».
По словам Вилле Хейари, к игре предъявлялись три основных требования: чтобы она основывалась на правилах физики, чтобы для управления использовался сенсорный экран и чтобы ее было легко освоить. Вообще-то этим требованиям удовлетворяют тысячи других приложений для смартфонов. В Rovio уверяют, что на раскрутку -- рекламу в Интернете -- потратили совсем немного, и то на начальном этапе.
Бери от бренда все
Говорят, что до выхода Angry Birds компания стояла почти на грани банкротства. Когда же был преодолен рубеж в 1 млн скачиваний игры в App Store (онлайн-магазин приложений для iPhone и других аппаратов Apple), в Rovio поняли, что выпустили хит. Хитовым приложение считается тогда, когда держится хотя бы 4-6 недель в топ-листе App Store.
«Если приложение находится в десятке или пятерке лидеров в своей категории, оно генерирует десятки тысяч долларов в день. Обычно хит делает за период успеха не меньше $300 тыс.», -- говорит Вилле Хейари.
Apple забирает 30% дохода, зато, считают в Rovio, дает выход к очень большой аудитории. Для платформы Android есть только бесплатная версия Angry Birds, но эта площадка -- основной источник рекламных доходов Rovio, а они составляют $1 млн в месяц.
Выручка компании в I квартале 2011 года -- около $20 млн. В марте ее инвесторами стали фонд Accel Partners, который вложился в Facebook, венчурная компания Atomico Ventures, созданная основателями Skype, и бизнес-ангел Felicis Ventures. Они получили около 15% уставного капитала Rovio за $42 млн. Соответственно компания оценивается в $280 млн.
В Rovio сосредоточились на разработке новых версий своей успешной игры. Очевидно, там решили выжать из птичек максимум. В Интернете продаются фирменные чехлы для iPhone и игрушки, напоминающие смешариков. Успех соседа не прошел мимо Nokia, недавно при ее поддержке прошел первый чемпионат по Angry Birds. Скромные обычно финны удивляют своими амбициями. Кай Хед заявил: Rovio стремится достичь уровня Facebook или Google -- монстров Интернета.