Аквабусы открывают второй сезон

В мае открывается сезон работы аквабусов -- городского водного маршрутного такси. Эксперимент прошлого года признан удачным, и в этом году маршрутную сеть расширили.

В 2010 году регулярное движение аквабусов было организовано по четырем маршрутам. Два из них -- между Ломоносовом и Кронштадтом (Пригородная линия), а также от Арсенальной набережной до Кронштадта (Кронштадтская линия) -- были уже знакомы горожанам. Новые маршруты достались компаниям, ранее не работавшим на петербургском рынке. На Приморскую линию -- от Старой Деревни до Арсенальной набережной -- встало ООО «МБС», а право на обслуживание Центральной линии -- от «Ленэкспо» до Синопской набережной -- выиграло ООО «Интер яхт сервис».
Приморская и Кронштадтская линии перевезли 41,5 и 38,5 тыс. человек соответственно. Занимавший тогда пост председателя комитета Николай Асаул отметил, что высокая интенсивность движения судов на Приморской линии позволила обогнать Кронштадтскую по общему пассажиропотоку, хотя на последней использовались метеоры, вмещающие 120 человек.
Цели поездки
Стоит отметить, что Ассоциация владельцев пассажирских судов, на долю которой приходится 90% всех пассажирских перевозок по воде в городе, дистанцировалась от нововведения городских властей и сосредоточилась на экскурсионных маршрутах.
По мнению президента Ассоциации Евгения Зубарева, аквабусы в основном создавали конкуренцию экскурсионным маршрутам, а не выполняли транспортную функцию по перевозке пассажиров. С этим не согласен генеральный директор компании «МБС» Мелик Саркисян: «Первое время действительно пассажирами были туристы, которые ездили из центра города в ЦПКиО, но к октябрю, когда для туристов стало уже слишком холодно, у нас пассажиропоток даже вырос». По его подсчетам, около 80% перевезенных на линии пассажиров составляют жители Петербурга. Многие из них оставляли машины на перехватывающей парковке у «Старой Деревни» и добирались на работу, например, до бизнес-центров у крейсера «Аврора».
Новые маршруты
Большим достоинством аквабусов стала их цена -- всего за 50 рублей можно было проехать по воде через весь центр города, тогда как билет на туристический кораблик стоит 300-400 рублей.
Поддерживать такой низкий уровень цен возможно только с помощью государственных субсидий. В прошлом году на поддержку перевозчиков из городского бюджета было выделено 83 млн рублей, в этом году общий размер субсидии составит около 130 млн рублей.
К существующим маршрутам добавится Невская линия, которая свяжет площадь Ленина и Рыбацкое, а Кронштадтская линия будет продлена до Зеленогорска и получит название Курортная. Отбор перевозчиков на эти маршруты проходил по конкурсу. Ажиотажа, впрочем, не наблюдалось. Конкурс по Невской линии был признан несостоявшимся, так как заявку подала только компания «Интер яхт сервис», с которой и был заключен контракт. На Курортную линию выйдет компания «Русские круизы», несколько лет назад первой запустившая метеоры до Кронштадта. Прежний оператор Кронштадтской линии -- компания «ВодоходЪ-Санкт-Петербург» не стала участвовать в конкурсе. По словам генерального директора компании Олега Зеленкова, даже линия в Кронштадт была убыточной -- четыре круговых рейса в день для этого маршрута было много, особенно в будни. Иногда на метеоре было занято 10 кресел из 120. В этом году «ВодоходЪ» планирует запустить коммерческие рейсы в Кронштадт по выходным.
Перевезти всех
По требованиям городских властей на Невской линии должны работать суда вместимостью не меньше 30 человек, но в 2011 году можно будет использовать и более мелкие суда, вмещающие до 12 человек. Курортную линию будут обслуживать катамараны Pacifico, вмещающие 70 человек.
На внутригородских линиях интервал движения судов, как и в прошлом году, должен составлять 10-15 минут. На Курортной линии по аналогии с действовавшей в 2010 году Кронштадтской линией суда будут совершать четыре оборотных рейса в день.
Мелик Саркисян прогнозирует, что в этом году спрос на речные маршрутки будет больше из-за возрастающей известности нового вида общественного транспорта. «К концу года заполняемость у нас доходила до 100%, тогда как в среднем по году составила 70%, к концу года мы перевозили значительно больше пассажиров», -- отмечает он. В связи с этим «МБС» планирует поставить на линию больше судов, а также участвовать в новых конкурсах по новым маршрутам, если они будут проводиться. Кроме того, компания вынашивает амбициозный план постройки завода по сборке катеров для водных маршрутов.
Если работа водного транспорта и дальше будет успешно развиваться, то к 2013 году в городе будет действовать семь маршрутов водного такси.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты