Планшеты: теперь не только «яблочные»

Первый iPad, появившийся год назад, взорвал индустрию мобильных гаджетов. Оказалось, что планшеты лучше всего соответствуют образу жизни современного человека.

Ведущая мировая аналитическая компания Gartner прогнозирует, что 2011-й станет годом войны планшетов. Все ведущие мировые IT-компании выпустили тестовые версии новинок, единицы начали продажи, а считанные единицы анонсировали второе поколение планшетов.
Время «таблеток»
Секрет успеха планшета в том, что он, как ничто другое, отвечает изменившемуся образу жизни и общения людей. Люди еще пока не живут в Сети перманентно. Но просмотр сообщений в социальных сетях и сверка местонахождения по online-картам вошли уже в привычку. А она требует необходимого функционала. iPad появился, что называется, «в тему». Эти устройства, по завету основателя Apple Стива Джобса, не имеют привычной клавиатуры, управляются только касаниями пальцев поверхности экрана.
Операционная система загружается мгновенно. При этом пользователь не должен чувствовать границы между управлением гаджетом и той средой, в которой он находится.
Предполагалось, что планшеты будут использоваться прежде всего как устройства для чтения журналов, специальные версии которых кинутся выпускать издатели. Но технические компании экспериментируют с габаритами «таблеток» (это распространенное название планшета в зарубежных IT-обзорах) и степенью их мобильности.
Размер имеет значение
Сейчас производители планшетов пробуют себя в двух основных жанрах. Самый интересный -- компактные модели, которыми удобно управлять, держа их на весу.
Это оптимальный вариант для общения в социальных сетях, беглой работы в Интернете и мини-презентаций. Такие новинки предложили HTC и Samsung. Они выпустили «таблетки» с диагональю 7 дюймов и весом около 400 г. Acer заявила о работе даже над 5-дюймовым планшетом, но пока тестирует только 10-дюймовый.
Другая ипостась гаджета -- медиаплеер и игрушка с возможностью выхода в Интернет. Здесь требуется большой экран, и некоторые компании делают ставку на него.
Samsung, планшеты которого сейчас по крайней мере заметны на фоне победного шествия iPad, во втором поколении увеличил диагональ Galaxy Tab до 10 дюймов и тем самым превзошел своего конкурента по габаритам. Планы создать компромиссный вариант, с диагональю 8,9 дюйма, пока не осуществились.
Motorola Xoom, которой пророчат счастливое будущее, стартовала с 10-дюймовым экраном и разрешением, которое превосходит аналоги. Asus зашел дальше всех и создал планшет размером с печатный лист и весом 1,2кг. Человек, держащий его в руках, скорее всего, будет смотреться комично.
Третья ипостась планшета, о которой пока говорят только на уровне слухов и интерпретации скупых фактов, -- это универсальное платежное средство. Многие ожидали, что NFC-чип будет уже у второго iPad, и это сделает шопинг незабываемым. Достаточно поднести устройство к считывателю, и система спишет средства с банковского счета.
iPad пока обходится без чипа, зато Acer Iconia Tab A 500 уже умеет читать штрихкоды на товарах. Когда технологии дополненной реальности из инженерных задумок станут явью, с помощью такого кода о товаре можно будет узнать все: стоимость в других торговых точках, пользовательский рейтинг и т.д.
Google или Microsoft
iPad пока остается единственным планшетом, работающим на собственной операционной системе. Остальные производители сотрудничают с поставщиками программного обеспечения Google Android или Windows Phone 7.
Android, как и iOS, предполагает интеграцию с многочисленными приложениями. Беда в том, что не все планшеты поддерживают Flash, так что не все они доступны пользователям.
Платформа Windows Phone 7 пока не дает новых пользовательских ощущений, даже на техническом уровне: не все функции мультитач доступны. Справа у планшетов на Windows размещена боковая панель управления. Представители Microsoft обещают устранить этот анахронизм в восьмой версии продукта.
Чтобы не рисковать продажами, MSI выпускает две разновидности планшета -- и на Android, и на Windows.
А Sony создала планшет с поддержкой сразу двух операционок.
Не близкий путь
Эксперты признают, что рынок планшетов находится в стадии формирования.
Данные о продажах раскрывает только Apple. За 9 месяцев 2010 года компания продала 15 млн устройств, в 2011-м планирует отгрузить дилерам 40 млн планшетов. По оценке Apple, совокупная доля всех прочих производителей составила всего 10%. Известно, что Samsung продал около 2 млн устройств.
В Россию модные гаджеты легальным путем доходят с сильным запозданием -- на 6-9 месяцев. Первые официальные продажи начались в ноябре прошлого года, и их объемы пока не поддаются анализу. Весь российский рынок нетбуков и планшетов, включая белый и серый сегменты, оценивается в 1,7% от мирового. При этом, согласно оценке GfK, в 2010 году рынок портативных компьютеров в России вырос на 51% и сейчас измеряется 4,14 млн устройств.
При всем ажиотаже вокруг «таблеток» эксперты Gartner полагают, что только к 2014 году мировые продажи планшетов приблизятся к 10% от всего рынка компьютеров.