Импульс развития аренды

Рынок экскаваторов в России до сих пор не восстановился после кризиса. Строители предпочитают брать технику в лизинг или арендовать.

Кризис очень сильно отразился на рынке строительной техники. За 2009 год, по данным компании B2Brent, производство строительной техники в России сократилось на 70%, причем наибольшее падение отмечалось в сегментах экскаваторов, бульдозеров и трубоукладчиков.
Не лучше ситуация обстояла и с импортом подобной техники. Например, как сообщает портал «Экскаватор.ру», по отношению к 2008 году импорт гидравлических полноприводных экскаваторов, с момента выпуска которых прошло более года, упал в 1,5 раза в натуральном исчислении, а в денежном -- в 1,7 раза. Аналогичная ситуация и на рынке мини-экскаваторов. Отличие заключается только в том, что в России на сегодняшний день нет серийного производства мини-экскаваторов, поэтому основу рынка составляет импорт. И во время кризиса поставки значительно сократились -- в 2009 году импорт составил лишь 41% от объемов закупок 2008 года.
2010 год принес с собой оживление строительного рынка, а значит, и рост спроса на экскаваторы, однако пока он обусловлен в основном низкими прошлогодними показателями.
«Часто спрашивают о наличии той или иной модели, но приобретают редко, -- рассказывает генеральный директор «АРМ-Групп Северо-Запад» Сергей Спириденок. -- Рынок переместился на б/у технику, так как она дешевле».
До прежних значений активности рынка еще достаточно далеко, но отрасль начинает постепенное возвращение к показателям 2007-2008 года, которое может продлиться до 5 лет.
По статистике постепенный рост все же есть. Так, по данным информационно-аналитической компании «ВладВнешСервис», в IV квартале 2010 года импорт экскаваторов, одноковшовых погрузчиков и прочих механических лопат вырос в 7,5 раза по сравнению с IV кварталом 2009 года и составил 575 единиц техники или более $33 млн.
Растет и производство российских экскаваторов. По данным ID-Marketing, объемы производства в первом полугодии увеличились в 2,3 раза к январю-июню 2009 года. Лидером отрасли является ОАО «Тверской экскаватор» (входит в «Группу ГАЗ»). По данным компании, за 9 месяцев 2010 года производство дорожно-строительной техники возросло в целом на 65%, при этом производство колесных экскаваторов ТВЭКС выросло на 40%, гусеничных экскаваторов -- на 128%.
Что касается импорта, то наиболее популярны на рынке экскаваторы производства таких компаний, как Hyundai, Komatsu, Volvo, Caterpillar, Hitachi, JCB. Китайские экскаваторы не получили широкого распространения в России, рассказывает Сергей Спириденок. Причина в том, что техника хорошего качества стоит наравне с корейской, а дешевая -- быстро ломается. А при одинаковой цене потребители предпочитают проверенные корейские экскаваторы.
В посткризисное время строители предпочитают брать технику в аренду или использовать лизинговые схемы. Как отмечает Сергей Спириденок, приобретать экскаваторы и прочую технику в собственность выгодно только тем компаниям, которые реализуют крупные и долгосрочные проекты: техника окупится. Для остальных это дорого, да и не нужно. По словам начальника отдела лизингового оборудования ГК «Балтийский лизинг» Ксении Щекотовой, прирост лизинга строительной и дорожно-строительной техники в объеме нового бизнеса компании составил 137%.
«Наибольшим спросом пользуется техника для дорожно-строительных работ: экскаваторы, погрузчики», -- подтверждает она, отмечая, что сейчас технику приобретают в основном предприятия малого и среднего бизнеса. Также кризис дал толчок развитию аренды техники, этот инструмент особенно удобен для краткосрочных проектов, так как лизинг предполагает более длительные отношения.
Дальнее развитие рынка экскаваторов будет зависеть от темпов восстановления строительного рынка.