Единороссы задумались над расходами

Автор фото: Итар-Тасс

Премьер-министр Владимир Путин предложил единороссам "подумать" над введением деклараций о расходах для политиков. В новейшей истории России уже предпринималась похожая попытка. Инициатива быстро была свернута.

"Мы часто ставим вопрос о том, что человек, который пришел в политику, должен быть прозрачным, должен предъявлять свои доходы. Есть еще одна идея – посмотреть и предъявлять свои расходы, что тоже может быть нелишним, надо подумать об инструментах", - заявил Путин на конференции единороссов в Брянске.
Глава Центрисполкома партии Андрей Воробьев немедленно отреагировал: "Есть понимание, что эта идея предстоит обсуждению. Подробности могут возникнуть только после детального изучения". В переводе с бюрократического на русский такие расплывчатые формулировки, очевидно, должны означать, что после заявлений Путина идею, конечно, придется претворять в жизнь, но так, чтобы ни в коем случае не ущемить ничьих интересов, и вот об этом надо подумать.
Идею о введении деклараций о расходах нельзя назвать новой. С такой инициативой на протяжении последних полутора лет выступали не только представители оппозиционных партий (например, "Справедливой России"), но и, например, замгенпрокурора Александр Буксман. Задачу единороссов осложняет то, что премьер-министр в той же речи предупредил, что единороссам нужно объяснять гражданами, что их проекты, в отличие от предложений оппозиционеров - "не щелкоперство и не болтовня".
Как будет выглядеть декларация о расходах в редакции единороссов, пока сказать сложно. Вообще, надобность в ней неочевидна, поскольку составить представление о расходах по идее можно, сравнив две декларации о доходах, поданных с разницей в год. Там, конечно, учитывается только крупная собственность - недвижимость, автомобили и катера, земельные участки. Но вряд ли и в декларации о расходах потребуют расписывать приобретение новых часов и прикладывать чеки из ресторанов.
Выходом может стать декларирование покупки любых предметов или услуг стоимостью выше определенной суммы. Хотя весьма сложно будет доказать, что те же часы куплены именно в прошлом году, а не пролежали на антресолях десяток лет, да и что они вообще куплены, а не подарены мамой.
Смысл декларации, если она не будет "щелкоперством", не в ней самой, а в ответственности за возможные несоответствия. Заниматься этим должны налоговые органы. И опыт попытки контроля расходов чиновников и депутатов в России уже был на закате ельцинской эпохи. В 1998 году был принят закон "О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Распространялся он не только на кандидатов. Он устанавливал, что контролю подвергалось приобретение объекта ценой более 1000-кратного размера МРОТ или нескольких объектов на сумму свыше 3000 МРОТ. Список объектов был исчерпывающим и включал в себя перечисление разнообразных предметов роскоши.
Человек или организация, совершившие покупку, должны были сообщить об этом в налоговые органы, а те - проводить проверки. Интересно, что контролю подлежали расходы не только лиц, прямо совершающих покупки, но и лиц, "оказывающих финансовое содействие другим лицам в приобретении указанного имущества". Иными словами, нельзя было сообщить налоговой инспекции, что новый коттедж куплен на деньги бабушки.
Попытка закончилась, по сути, ничем. Закон даже не успел начать действовать. Он был принят с отсрочкой вступления в силу основных статей на год, и как раз к этому времени был отменен в связи с принятием поправок в Налоговый кодекс. В НК одно время существовали статьи о контроле за крупными покупками, но были отменены в 2003 году, а последнее упоминание об этом исчезло относительно недавно, в 2006 году, когда из перечня прав налоговых органов был исключен пункт о праве контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам. В 1999 году был выпущен и приказ Министерства по налогам и сборам "О порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица", но буквально через полгода был отменен. К введению механизмов контроля приложил руку тогдашний министр Александр Починок, а к отмене - Георгий Боос, возглавлявший комитет Госдумы по бюджету и налогам (и тоже экс-министр по налогам).
Налоговики считали, что закон не проработан, оставляет много лазеек и будет действовать выборочно, так как налоговая инспекция не сможет справиться с обрушившимся на нее объемом работы, а в Минюст поступало большое количество жалоб от граждан, считавших, что их права нарушаются. Единороссам, таким образом, предстоит разработать механизм контроля, по возможности не оставляющий лазеек и одновременно не ущемляющий прав контролируемых.