Петербург остается вторым

Андрей Чурсин, коммерческий директор ООО «Скания-Русь»

Как вы оцениваете состояние российского рынка коммерческого транспорта в целом?
-- В начале 2010 г. и российские, и зарубежные производители грузового коммерческого транспорта надеялись, что год принесет положительную динамику по сравнению с кризисным 2009 годом. Оптимизм вселяла и идущая вверх кривая роста цен на нефть.
При этом сценарии выхода из кризиса строились самые разные -- от очень оптимистичных до столь же осторожных. Кроме того, большинство фирм по-прежнему имели достаточно крупные склады техники, не распроданные еще с 2008 г. и влиявшие на состояние рынка.
Но уже к марту стали видны положительные тенденции роста продаж, которые к концу года еще усилились. Примерно к июлю-августу 2010 г. стало ясно, что рынок окончательно ожил, при этом значительная часть техники уже предлагалась 2010 г. выпуска.
Как итог, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в классе тяжелой грузовой техники (более 16т) объемы продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г. выросли в 2,5 раза.
Продажи Scania также выросли?
-- Нам удалось достичь существенного роста объемов продаж в 2010 г., которые по сравнению с 2009 г. выросли с 951 до 2 144 грузовых автомобилей.
Какое место в стратегии и продажах компании занимает Петербург?
-- Что касается Петербурга и всего Северо-Западного федерального округа, то он традиционно остается вторым после Центрального округа, как по размеру существующего парка грузовой техники, так и по продажам новой техники и, соответственно, рассматривается нами как регион с высоким потенциалом дальнейшего развития, занимая в наших планах одно из приоритетных мест.
Не стоит забывать, что именно в Петербурге размещен завод Scania, торжественное открытие которого состоялось в ноябре 2010 г., а первые грузовые автомобили сошли с конвейера еще в марте.
Перемены в экономике каким-либо образом сказались на перераспределении спроса между моделиями Scania?
-- В начале года спрос начал расти в сегменте тягачей, прежде всего для региональных перевозок. Это было связано с ростом объема выполняемых перевозок, а в дальнейшем и с необходимостью обновления парков.
К осени оживился строительный сектор. Вернее, объемы строительства начали расти еще раньше, но транспортные компании вначале задействовали еще старую простаивавшую технику, а только потом стали заказывать новую.
И здесь для компании Scania очень кстати пригодились мощности по производству самосвалов, развернутые на заводе «Скания-Питер».
Наблюдается рост спроса и в секторе дистрибуции и специальной техники. Но в этом сегменте доля европейских производителей пока еще относительно невелика, и, следовательно, имеются перспективы роста. Такая ситуация объясняется тем, что в настоящее время многие перевозчики еще традиционно ориентированы на отечественную технику, что, в частности, объясняется возможностями платежеспособного спроса при более низкой стоимости отечественных шасси и надстроек.
С чем связаны ваши прогнозы на 2011 год?
-- В настоящее время большинство аналитиков сходятся во мнении, что в 2011 г. рост рынка коммерческого транспорта продолжится. Это связано с общими благоприятными тенденциями на мировых рынках и ситуацией в России.
Можно с некоторой долей вероятности предположить, что в целом рынок тяжелых грузовых автомобилей может вырасти на 25-30% по сравнению с показателями 2010 г.
Компания Scania планирует продолжить свою политику развития на российском рынке. Программа развития завода в Петербурге предусматривает в 2011 г. начало производства шасси и самосвалов с колесной формулой 6х6, а также различных шасси -- 4х2 и 6х2 и 6х4 под самые разнообразные надстройки, включая дистрибуцию, специальную и коммунальную технику.
Большое внимание будет уделено развитию дилерской сети. По плану общее количество сервисных станций должно увеличиться с 33 в 2010 г. до 61 в 2013 г.
10 млн евро -- объем инвестиций в строительство завода Scania в Петербурге (Шушары).
Мощность предприятия составляет до 5 тыс. автомобилей в год.