Искусство победило евро- и прочий ремонт

В Музее Владимира Набокова проходит выставка Бориса Шаповалова «Структуры». Несмотря на то что первоначально она задумывалась как проект по мотивам произведений писателя, после 4 лет работы получилась инсталляция в духе конструктивизма, в которой использована серия абстракционистских картин. Самому Набокову такое искусство едва ли понравилось бы. Конструктивистов типа Владимира Татлина он считал идейными врагами на службе у советской власти. Абстракционизм был неинтересен ему как искусство, отвлеченное от жизни и отрицающее рациональный художественный язык. То, что выставка проходит в комнате, где до революции регулярно по приглашению отца писателя собирались члены кадетской партии, только подчеркивает чужеродность инсталляции.

Как и в среде кадетов, в семье художника любили классическое искусство, а из современников -- мирискусников. Уроки рисования юному Набокову давал Михаил Добужинский. Однако эта выставка не о несостоявшемся интеллектуальном романе Шаповалова с Набоковым.
Музей любят в городе как новое живое место. Борис Шаповалов тоже привнес сюда новую энергию, создав изобретательную пространственную фантазию. Для этого нужно было преодолеть сопротивление выставочного зала, хранящего память о советских перепланировках. В этой комнате три окна, забранных грубыми решетками, нелепая ниша в соседней стене, массивный короб под потолком, в который убраны коммуникации, везде по стенам насажены внешние розетки, а освещение дается лампочками, зашитыми в загипроченный потолок. Искусство здесь смотрится в лучшем случае неловко, и именно эта безыскусная обстановка стала главной темой выставки.
Борису Шаповалову удалось оживить этот интерьер. В центре комнаты вас встречает обаятельное существо в полтора человеческих роста. Оно сколочено из дешевых реек, художник зовет его жирафом. Над ним на стене на угловатых каркасах висят вразброс броские, заряженные цветом абстракции. Внизу стоит массивный стул, выдвинувший правую ножку вперед. Он выкрашен двумя десятками оттенков холодного синего (от светло-голубого до темно-фиолетового) и приятно напоминает знаменитый стул Геррита Ритвелда, голландского авангардиста из группы «Де Стейл». Напротив -- два кристалла из деревянных планок. Один растет прямо из ниши в стене, другой распирает прямоугольный каркас. Сбитые из тонких реек, они, как и жираф, кажутся хрупкой, но жесткой конструкцией. Объекты Шаповалова преобразили невзрачную комнату в мастерскую художника.
Станислав Савицкий, арт-критик