Финский подход к коммерции

Автор фото: modorama.ru
Кати

В Лофт Проекте ЭТАЖИ на прошлой неделе прошла выставка креативной экономики Финляндии. Молодые художники и дизайнеры привезли в Петербург свое прибыльное творчество.

За каждой компанией, представленной на выставке, стоит свой агент — человек, который помогает вести все бизнес–процессы. У творческих людей очень часто­ не хватает времени, желания, а нередко и знаний для ведения материальной стороны вопроса.
Институт бизнес–тьютеров для креативных фирм в Финляндии сегодня достаточно популярен. Финский дизайн узнаваем во всем мире, но часто­ все сводится к перечислению одних и тех же имен и названий, таких как "Маримекко" или Алвар Аалту. Поэтому было решено сделать все возможное для развития малых компаний от искусства.
Программа финансирования создания агентств–посредников и проведения обучающих бизнес–курсов для начинающих специалистов существует на день­ги ЕС. Срок действия — до 2013 года, и как будет развиваться отрасль в дальнейшем, для игроков рынка пока не понятно.

Кати Ууси–Раува — прези­­­дент­ AGMA, професси­о­нального объединения агентов и менеджеров творческой индустрии. Ассоциация не только занимается популяризацией отрасли, но и помогает ее развитию изнутри, налаживая контакты между участниками процесса.
Помимо этого Кати преподает теорию бизнеса в нескольких университетах, а также сама является агентом пяти небольших компаний, выпускающих аудиовизуальную продукцию, и двух видеохудожников.
Plikka — так называется компания Кати Ууси–Рау­ви — связывает своих молодых подопечных с крупными финскими компаниями, которые делают заказы на цифровые видеоролики, фотографии, а также продвигает их в социальных сетях, за которыми, по мнению Кати, большое будущее.

Йенни Моберг тоже член ас­­­социации AGMA. Ее смело можно назвать молодым предпринимателем. Она создала свою компанию 07 Design в 2007 году, когда ей было 28 лет. Тогда Йенни решила продвигать молодых дизайнеров. Процеду­ра регистрации компании в Финляндии достаточно проста: потребовалось заполнить всего одну форму­ и заплатить 70 евро.
Поначалу маленькие компании выказывали некое недоверие к подобным кураторским услугам: казалось, что их обязательно должны обмануть. Но Йенни — по природе очень открытый человек, и это качество во многом помогло обзавестись клиентами. "Главное — это быть честным со своими клиентами, — рассказывает Йенни. — Когда ты можешь объяснить каждую деталь своей работы, вопросов не возникает".
"Первый контракт был на­­­писан от руки на обычном листке бумаги формата A4, — вспоминает Йенни, — мы обсудили и по пунктам расписали условия сотрудничества".
Поскольку Йенни Моберг­ некоторое время жила в Японии, сейчас она нала­дила поставки туда детской дизайнерской одежды от своих клиентов. Оказалось, что финский дизайн востребован на Востоке.
Есть три способа взаимо­действия с компаниями–клиентами. Иногда оплата агенту производится на основе процента, который получает клиент с продаж своего продукта (от 10 до 40%), иногда фиксируется определенная месячная сумма. Но чаще всего используют утвержденную оплату за всю процедуру курирования, сумма колеблется от 500 до 2000 евро.