Пикториализм против фотошопа

ВГосударственном центре фотографии на Большой Морской открылась большая выставка «Современный петербургский пикториализм».

Несколько десятков фотографов представили на ней снимки, сделанные в манере, которую некоторое время назад называли художественной. Такие изображения, имитирующие импрессионистский пейзаж, реалистический портрет или сюрреалистский натюрморт, в большом количестве встречались на страницах журнала «Советское фото» в 1970-е годы.
Живописные эффекты
В перестроечные годы этот стиль вышел из моды, уступив место фотографии экспериментальной или документальной. Затем пришла эпоха цифровой техники. Фотохудожникам пришлось выдержать конкуренцию и не принимать близко к сердцу то, что фотоаппарат стал доступен и детсадовцу, а в фотошопе можно имитировать едва ли не любой пикториалистический эффект. Но и эта полоса прошла, и вот несколько лет назад интерес к художественному жанру возобновился. В Европе и США сейчас регулярно проходят выставки, подобные открывшейся в Петербурге. Историки углубленно изучают ранний период пикториализма. Экспозиции, посвященные Хайнриху Кюну, Альфреду Штиглицу, Питеру Генри Эмерсону, можно увидеть в ведущих музеях мира.
Петербургские художники тоже чувствуют необходимость вернуться к давнему соревнованию фотографии и живописи, которое приняло массовый характер после выхода книги Генри Пича Робинсона «Живописные эффекты в фотографии» в 1869 году. В ней главным свойством фотоснимка была объявлена главная характеристика классической картины -- совершенство композиции. С помощью изощренной фотопечати и специальной оптики пикториалисты усовершенствовали язык светописи и уподобили фото картине. Снимки конца XIX и начала XX века действительно напоминают живопись: цветные фотопортреты Хайнриха Кюна иногда сложно отличить от работ Огюста Ренуара.
Сто лет спустя
Нынешняя выставка свидетельствует о том, что образцом для снимка может быть и экспрессионистский натюрморт, и футуристский пейзаж, и лирическая абстракция, и портрет в стиле поп-арт. В ХХ веке живопись пережила многочисленные эксперименты, а также несколько деклараций о своей кончине, после которых она всякий раз возрождалась в новых формах. Таким же разнообразным, как современные картины, кажется и современный петербургский пикториализм. Помимо светописи и размытой оптики нынешние пикториалисты используют весь арсенал старых техник -- от гуммиарабика до печати по стеклу.
На выставке можно увидеть эффектные сюрреалистические натюрморты Игоря Брякилева, работающего с самодельными пинхолами из консервных банок. Рядом висят красивые пейзажи Венеции, Парижа и Петербурга, выполненные в импрессионистском ключе или в технике раскрашенной фотографии. Большое фотополотно Владимира Брылякова из цикла «Балет», сделанное с помощью специальной химической обработки отпечатка, напоминает экспрессионистскую графику. «Эскизы» Александра Черногривова похожи на офорты в духе послевоенного абстракционизма.
Нервные портреты петербургских художников, выполненные Алексеем Алексеевым, балансируют на грани фэшн и китча.
Пикториализм возвращается 100 лет спустя не как законсервировавшаяся в своем времени традиция, но как язык, вобравший в себя опыт искусства многих десятилетий.
Станислав Савицкий, арт-критик