Хорошо сидим

В«Тюряге», появившейся только в ноябре, в переносном смысле сидит уже больше 4,5 млн человек. «ДП» решил разобраться в тюремном феномене.

Русский шансон
Игровое приложение «Тюряга» -- детище волгоградской студии «Кефир» -- вырвалось в лидеры по посещаемости за максимально короткий срок. Согласно статистике проекта Appdata.ru, численность аудитории достигла 1 млн буквально на третий день существования приложения. Как утверждает руководитель пресс-службы «Вконтакте» Владислав Цыплухин, «Тюряга» достигла максимума по количеству пользовательских платежей на полмесяца раньше другого столпа «Вконтакте» -- игры «Счастливый фермер». Более того, «Тюряга» до сих пор занимает первое место по посещаемости в открытом рейтинге социальной сети.
В чем заключается суть игры? Загружая приложение, игрок оказывается в потрепанной тюремной камере и занимается тем же, чем, по мнению разработчиков, занимается любой зек. Чем? Синопсис игры умещается в два предложения: «Набивай наколки, поднимай авторитет и устанавливай свои порядки на зоне. Объединяйся с корешами и мочи беспредельщиков». Кроме того, в «Тюряге» надо отжимать папиросы, впаривать нычки, начищать рыло борзым сокамерникам, крышевать терпил, получать малявы от корешей, и прочая, и прочая, и прочая. Действо, естественно, разворачивается под мелодии из шансона. Вариант выйти на свободу не предполагается.
Выбор тематики разработчики объясняют тем, что тюремная жизнь довольно популяризирована в современном обществе благодаря кинематографу и литературе, ее активно обсуждают в российских СМИ. «Учитывая свободную нишу на рынке, мы решились на создание такой игры», -- говорит руководитель проекта «Кефир» Андрей Пряхин в одном из интервью.
Не зазорно
Большинство экспертов сошлись во мнении, что причиной успеха игры стала актуальная и востребованная тематика.
«Блатной фольклор достаточно широко распространен в российском обществе и выходит далеко за пределы тех социальных групп, которые имеют непосредственное к нему отношение, -- считает советник президента исследовательского холдинга «Ромир», президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. -- Из каждого четвертого автомобиля летом можно услышать шансон. Мы ведь не думаем, что все эти люди связаны с уголовным миром».
«Криминальные герои, сюжеты отчасти ушли с улиц и преобразовались в иные коммуникационные формы, -- говорит маркетолог Сергей Славинский. -- Эта игра попадает в наш менталитет, где авторитетом является бандит или милиционер -- большой разницы между ними нет. Воров в законе в развитом толерантном обществе однозначно осуждают, подобные темы обсуждать неприлично. А в России бандит до сих пор считается авторитетом».
Если копнуть глубже, то в истории существует множество примеров, когда люди оказывались за решеткой и отправлялись в ссылку лишь по своим идеологическим убеждениям.
Борцы с режимом получали статус героев. «Россия -- это общество людей, у которых в ближнем круге кто-нибудь обязательно был или находится в заключении, -- считает редактор «Психологической газеты» Мария Зайцева. -- Тюряга есть наша реальность. Быть осужденным и заключенным в российской ментальности не суперстыдно. Достаточно вспомнить времена сталинских репрессий, борьбу против деятелей искусства и инакомыслящих. Заключенным быть не зазорно, потому что люди попадали в тюрьмы за то, что отстаивали общечеловеческие идеалы и свободу личности».
Иллюзии
Часть экспертов связывают популярность приложения «Тюряга» с психологией человека, различными комплексами, неудовлетворенностью в жизни и неуверенностью в себе.
«Социальные сети, такие как «Вконтакте», используются преимущественно с рабочих мест.
В офисе человек как нигде ощущает себя обезличенным винтиком, который вынужден делать что-то против своей воли, -- рассуждает кандидат культурологии Андрей Ульяновский. -- В условиях офисной деятельности его суть как индивиду­ума вытеснена, в то же время он представляет собой позитивное социальное лицо.
Внутренняя сущность человека, психоаналитики называют ее тенью, бунтует в силу довлеющей социальности, что зачастую приводит к психологическим расстройствам. В этом смысле игра в «Тюрягу» помогает наладить взаимодействие с вытесненным, запретным лицом офисного работника.
Кроме того, для русского менталитета, как подчеркивают культурологи, характерно соседство детскости и звериной жестокости, а разумная составляющая совершенно не развита, в отличие от европейцев. Интерес к тюремной тематике является проявлением звериной составляющей души».
Психолог Вера Свиридова считает, что игра позволяет человеку «отыгрывать» свои агрессивные и нарциссические импульсы: «С одной стороны, в «Тюряге» разрешены прямые агрессивные действия, которые не остались бы безнаказанными в нашем социуме.
С другой стороны, можно запросто попасть в список власть имущих, ничем не рискуя, приобрести вес в конкретном замкнутом сообществе. Соблюдая определенный алгоритм действий, установленный правилами игры, каждый пользователь может стать «авторитетом» и «заслужить уважение».
В реальном социуме все намного сложнее: далеко не все люди обладают ресурсами, качествами и способностями, чтобы сделать успешную карьеру и хорошо зарабатывать. Игра позволяет им иллюзорно реализовать те чувства и те желания, которые недоступны в реальности».
Опасности, что уход в блатной виртуальный мир никаким образом не может отразиться на существующих моральных ценностях, не существует, поскольку к тому времени, когда человек садится играть в «Тюрягу», эта система уже сформирована. «Данная игра является не причиной искажения моральных ценностей, а иллюстрацией существующих предпочтений, -- считает Сергей Славинский. -- Вопрос даже не в том, насколько безобидна эта игра, просто есть темы, которые не стоило бы популяризировать. Делать модным сидение в тюрьме несколько странно. Выводы напрашиваются сами».
Младший брат
Популярность «Тюряги» с точки зрения специалистов игорной индустрии заслуженна.
«Это отлично сделанная игра, -- отмечает президент компании Game Insight Алиса Чумаченко, -- собравшая все хорошие элементы популярного жанра «мафия» (имеется в виду клоны фейсбуковских Mafia Wars, MobWars и т.д.), только переложенная на русский менталитет. Повышенный интерес к игре, в общем-то, закономерен. Но здесь как с порнографией: интерес аудитории есть всегда, а вот стоит ли пачкать руки и делать на этом бизнес, каждый решает сам».
«Разработчику удалось очень четко воссоздать атмосферу тюрьмы, -- считает генеральный директор ProgreStar Андрей Фадеев. -- Запретная тема сыграла роль вируса.
В нашей стране начиная с 1990-х годов укоренился прототип народного героя -- это собирательный образ Сергея Бодрова-младшего из «Брата», Дмитрия Певцова из «Бандитского Петербурга», героев фильма «Бумер». Поэтому неудивительно, что многие наши соотечественники захотели почувствовать себя героями, пусть даже ворами в законе, но героями же!»
По мнению разработчиков, на западных рынках у подобных приложений перспектив мало. «Во-первых, из-за того, что романтизированный образ блатняка -- сугубо локальная особенность, -- поясняет PR директор i-Jet Media Дмитрий Иванов. -- Феномен тюрьмы и мифы, связанные с ней, ни в одной стране не являются частью массовой культуры, а потому не поддерживаются обществом. На Западе подобную игру просто-напросто не поймут. Во-вторых, европейские и американские соцсети имеют очень жесткие правила на подобные приложения».
Левая популярность
Дополнительные тысячи посетителей «Тюряге» перепадают и благодаря хитро составленным правилам: участники заинтересованы в привлечении к игре друзей.
«Своего пика «Тюряга» добилась позавчера, -- пишет пользователь Ветеран, -- когда мне бесплатно увеличили бицуху с 89 баллов до 975. Я решил надобавлять левых друзей, играющих в приложение «Тюряга», заказал так называемый пиар, то есть за один голос пиарщик рассылает друзьям сообщения: «Добавь кореша в «Тюрягу». Таким образом, за вчерашний день я добавил 953 друга, а корешей увеличилось до 1162 человек. Конечно же сразу начал валить беспредельщиков: если раньше меня волновал вопрос, как завалить Кирпича, то сейчас я его валю за 10-15 минут».
Не верю
«Ребятишки, которые создали это приложение, играют на клубничке, -- считает основатель студии «Ночное такси» и первого русскоязычного online-телеканала на YouTube Александр Фрумин. -- Закрытые сообщества всегда привлекали большой интерес общества. По той же причине насчитывает миллионную аудиторию пресловутая блатная песня. В России, которая при любых президентах живет по принципу «от сумы да от тюрьмы не зарекайся», возникающая подобного рода клубничка всегда превращается в колоссальное клубничное поле. Естественно, что настоящая тюрьма и жесткие тюремные правила непривлекательны для 4 млн людей, которые играют в подобные игры. «Тюряга» -- это эпатаж и форма, которая ни с одной стороны не соответствует содержанию. Как известно, «в доме повешенного никогда не говорят о веревке», поэтому люди, которые имеют отношение к тюрьме на самом деле, никогда не будут увлекаться «Тюрягой», как не увлекаются блатными песнями в духе группы «Воровайки» или Юрия Алмазова. Они этому не верят».
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты