Yota. Бизнес нового поколения

Денис Свердлов и Игорь Торгов уверены, что у бизнеса нового поколения должны быть и руководители из нового века

В «Ашане», что на Третьем транспортном кольце в районе «Красносельской», «Йоту» ждали, как ждет любовник молодой минуты верного свиданья. Сотрудники салона красоты «Жоли», раньше вынужденные бегать в интернет-кафе, чтобы интерактивно отреагировать на «люблю тебя больше жизни» (а ведь любая задержка с такого рода ответом сеет в душе отправителя сомнения и страх), теперь немедленно шлют «и я тебя, закажи суши».
Они не знают, что московский офис Yota отлично виден с пандуса торгового центра, и в нем, как в Кремле, днем и ночью горит свет. Генеральный директор компании «Скартел», владеющей маркой, Денис Свердлов и исполнительный директор Игорь Торгов работают над тем, чтобы мечту всех влюбленных – очень быстрый мобильный интернет по доступной цене – из сказки сделать былью. И не только для любителей суши из салона красоты «Жоли». На моем пропуске в цитадель 4G: имя, фамилия, Hi, смайлик – дескать, рады тебя видеть. Что ж, посмотрим.
Они совсем не похожи на свой медийный образ – шапкозакидателей из Питера, вооруженных безлимитным кредитом доверия и просто кредитом неких значительных лиц, на молодых людей, торгующих в прямом и переносном смысле слова воздухом: попробуй-ка нащупать беспроводной интернет. На мой взгляд, они даже чересчур осторожны.
«Yota будет работать в любой точке земного шара?» – спрашиваю я, с опаской приступая  к предложенному угощению – морковке, сельдерею и цветной капусте. «Ну, в перспективе лет через пять–восемь 4G будет везде. Появится масса устройств, которые будут подключаться к сетям беспроводного доступа разных операторов». Но пока сама Yota расставила свои сети в России, Никарагуа, Беларуси и Перу.
Широкий общественный резонанс настиг «Йоту» после того, как руководитель госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов (ей принадлежит двадцать пять и одна десятая процента акций Yota) продемонстрировал президенту Медведеву прототип первого российского смартфона под стандарт 4G. «У нас действительно есть подразделение, которое работает над телефоном четвертого поколения. Но мы сами, честно сказать, не очень любим анонсировать, обещать. Кто-то живет планами, а мы стараемся жить тем, что есть».
Сейчас у Yota около семисот тысяч абонентов: совсем неплохо для компании, которая на рынке полтора года. Средний абонент потребляет по десять гигабайт в месяц, а некоторым рекордсменам и двух терабайт мало – а это семьсот тридцать фильмов в хорошем разрешении. «Все усилия в области науки направлены на увеличение скоростей, не только интернетовских – в принципе. И мы позволяем потребителю за ними успевать», – Торгов исчезает в каком-то потайном помещении в парадной рубашке, которую надевал для съемки, и через секунду возвращается в удобной темно-серой водолазке. «Мне тоже кажется: нужно пытаться делать фото в естественной среде, тогда образ получится натуральный», – поддерживает друга Денис. «А какая она у вас, естественная среда?» – «Работа. Неподдельную эмоцию можно поймать, только когда человек трудится».
В соседнем с кабинетом Свердлова «аквариуме» неподдельных эмоций – море. Там происходит сеанс связи с регионами (Yota есть в Санкт-Петербурге, где расположен главный офис, Краснодаре, Сочи, Уфе), и переговорщики жестикулируют так, будто это не видеоконференция, а репетиция балета «Русские сезоны» в Большом. Игорь и Денис вообще стараются экспериментировать с рабочим временем – своим и сотрудников. И раз в месяц устраивают Yota Air: в этот день все подразделения могут работать вне офиса. Таким образом Yota  сама себе доказывает эффективность Yota. «И вы знаете, результат ничуть не хуже, чем в офисе», – говорит Денис. Как мне нравится, когда мои ровесники не предлагают мне сразу перейти на «ты». А с какой, собственно, стати? «Если сотрудник находится в модальности «не могу не делать», нет необходимости его контролировать. А что такое офис, как не инструмент контроля?»
Чтобы попасть на работу к этим молодцам, нужно пройти минимум семь собеседований, из них два – с ними лично. Денис объясняет систему отбора: «Люди, которые успешно работают в «Йоте», большую часть времени живут по тому самому принципу «не могу не делать». В ходе собеседований мы должны разобраться, может ли этот принцип стать привычным и для новичка».
Помимо свободного от тягостного офисного сидения дня, компания устраивает сотрудникам совместный с руководством завтрак, обед или ужин (у меня бы кусок в горло не полез – видимо, поэтому я и не работаю в Yota) и Yota Kids – когда можно взять с собой в офис детей, на целый день. Но главное, пересмотрели систему бонусов, посчитав ее неэффективной. Бонусы включены в оклады – зарплаты в Yota выше, чем в семидесяти пяти процентах компаний той же сферы.
«Что деньги? У меня нет идеи фикс заработать к такому-то времени такую-то сумму. Существуют некоторые потребности, и получается так, что они всегда удовлетворяются. Я никогда на этой почве не испытывал психологического дискомфорта», – признается Игорь. Денис первые серьезные деньги заработал еще в двадцать семь лет на IT-консалтинге, но и его золотой телец не тревожит: «Если давать совет, как заработать миллион, то только такой: не думать о миллионе».
Забавно: раньше Свердлов и Торгов работали на конкурирующие конторы («Ну мы и тогда общались, встречались на разных семинарах»), а сейчас вместе поднимают Yota, и кажется, что с яслей росли вместе. Хотя Денис – коренной петербуржец, а Игорь приехал завоевывать Москву из Иваново. И только во время нашей встречи Денис-начальник узнал, что Игорь-подчиненный старше его аж на целых шесть лет.
Семья Дениса, жена и двое детей, пока в Петербурге, и вполне понятным образом отдых для него – время, проведенное с семьей, где-то дней пятнадцать в месяц. «Постоянное перемещение в пространстве вообще на человеке сказывается благотворно. Лучше всего – самолеты», – уверен Игорь. «Ну да, можно выпить, отдохнуть», – соглашаюсь я. «В воздухе нет связи, и поэтому можно что-то структурировать, сделать презентацию стратегии или концепцию к собранию акционеров или совету директоров».
«Понимаете, мы не люди, изнуренные нелюбимой работой, – в костюмах и с опухшими глазами», – подытожил Денис. Впрочем, это видно невооруженным глазом.