Жизнь rocket man

Главная новая звезда российского балета Иван Васильев о жизни между фуа-гра и дошираком

Сейчас Ивану 22 года, солистом Большого театра он стал в 17.
Иван, вы еще очень молодой человек. И уже, как пишут, «мегазвезда», «сверхтанцовщик». Как вас еще называют?
--В разных странах называют по-разному. В Лондоне чаще всего «вторым Нуриевым». Как-то кто-то из журналистов пошутил: rocket man -- человек-ракета.
Уже несколько лет вокруг вашего имени ажиотаж. До того как проснулись знаменитым, простое детство у вас было?
--В 4 года я начал заниматься народными танцами и как-то очень рано понял, что мне очень нравится танцевать. Из народных перешел в современные танцы, даже бальными довелось заниматься. Потом попал в классический балет, и меня засосало. Это как наркотик, с него слезть практически невозможно.
Родился я во Владивостоке, начал заниматься танцами в Днепропетровске. Папа у меня военный, поэтому ездили -- не выбирали, где жить. Папа служил, мы ездили с ним. Как только приехали на Украину, Советского Союза не стало. Потом так получилось, что учиться я поехал в Минск, и там добросовестно отучился 4 года и получил приглашение в Большой.
Большой не часто приглашает школьников на положение солиста?
--Из Большого театра звонили 3 раза, чтобы пригласить меня на знакомство. К этому времени я принял участие в нескольких балетных конкурсах -- в Варне, Москве, Перми, потом опять в Варне. После этого конкурса я отправился работать в Большой театр. Так получилось, что оттуда позвонили в третий раз и сказали, что купили мне билет и забронировали гостиницу. Отказаться, сказать, что у меня госэкзамены или что-то в этом роде, я уже не мог никак. В Большом мне сразу же предложили должность солиста.
Это было одно из редких событий -- за всю историю Большого театра, может быть, еще только один человек сразу из школы переходил в солисты.
Сейчас выпускников хореографических училищ можно забирать в армию. Изменение в правилах призыва -- проявление того, что искусство балета уже не пользуется безусловной господдержкой, как раньше?
--Да, государство уже не так поддерживает балет, как все привыкли думать. Нельзя так думать: мы его трогать не будем, но наш балет все равно будет впереди планеты всей. У нас после Советского Союза страна очень поменялась. А помощь нам необходима, и артистам, и театрам. Нельзя такого допускать, чтобы в школу на приемную комиссию приходило только девять мальчиков, а восьмерых нужно принять.
Это вы рассказываете, опираясь на собственный опыт?
--Когда я поступал в училище, то уже на добор, поэтому основных вступительных экзаменов вообще не проходил. Я приехал в Минск -- мне было 12 лет, позанимался в классе, и меня взяли. До этого пробовал поступить в Московскую академию, но меня не взяли. В жизни все бывает.
Пути Господни неисповедимы. В Москве не взяли, но взяли в Минск -- в класс на 2 года старше. А был бы я выпускником Московской академии, меня никто конечно же не пригласил бы на ставку солиста в Большой театр.
Ваш танец сравнивают с движением вертолетного винта, изучают с точки зрения анатомии, расщепляют на мышечные усилия. Как вам такое естествознание?
--Приятны любые оценки, если в них есть эмоция. Приятно, что люди вообще пытаются найти объяснение, как-то отобразить те чувства, которые они испытали, соприкоснувшись с танцем.
Как они их выражают -- это зависит от внутреннего мира каждого. Кто-то может сравнить танец с клубникой или вишенкой. Тот факт, что я людей заставил что-то почувствовать и задуматься, как это выразить, само по себе безумно приятно.
Часто говорят, что балетная профессиональная среда очень конкурентная, очень жесткая. Практически каждый артист может вспомнить, как в своих балетных туфлях находил битое стекло…
--Я работаю в труппе Большого театра пятый сезон и ни с чем таким никогда не сталкивался. Либо не хочу сталкиваться, либо чего-то не вижу. Для меня труппа Большого театра -- это одна большая семья. Как среди родственников -- близких или дальних, кто-то к тебе относится хорошо, кто-то терпимо, кто-то никак не относится. Так же и в театре. Это нормально, жизнь так устроена. Но чтобы вставляли палки в колеса… Да ну, Господи.
Помимо работы в Большом театре у вас есть собственная гастрольная история?
--У меня очень большой опыт гала-концертов. Я танцевал во многих странах в разных гала-концертах, но не могу сказать, что это что-то колоссальное в моей жизни. Это способ танцевать -- просто потому, что я люблю танцевать, и это моя работа. Тем более что не всегда получается приехать в какие-то города и страны со спектаклями. Поэтому, если тебя ставят в афишу, если зрители на тебя покупают билеты, ты несешь перед ними ответственность и ты должен появиться -- потому что они ждут тебя. И конечно, это делается для того, чтобы познакомиться с публикой, которую ты видишь первый раз, или приехать в очередной раз к публике, которая тебя уже знает. Это часть работы любого солиста.
Можно ли сравнивать вашу ставку солиста Большого театра и те гонорары, которые вы имеете благодаря таким поездкам? Балетная звезда -- человек небедный?
--Даже не знаю, как ответить. Честно. Работа в Большом театре -- это я танцую дома. Мои личные контракты и личные гонорары -- это совершенно другой бизнес, как говорится. Это две разные вещи.
Наверняка после изматывающей репетиции вы можете позволить себе пообедать в самом дорогом ресторане?
--Безусловно. Это часть жизни.
А ведь часто приходится, наверное, довольствоваться театральным буфетом? Не мучаетесь дилеммой: я, такой успешный, все могу и в то же время ничего не могу?
--Я человек из абсолютно простой семьи.
Воспитанный в прекрасной обстановке любящими людьми, но на военных пайках в том числе. Поэтому я очень непривередливый. Сегодня я могу есть фуа-гра или устрицы, а завтра заварить себе доширак. И это вполне для меня нормально.
Это никакой не показатель, что я в жизни чего-то достиг и могу себе это позволить. Что-то могу, а чего-то не могу. Остров я позволить себе не могу.
Нуриев в свое время купил.
--Нуриев купил, но я у него уже не выкуплю.
Биография
Родился в 1989 г. в поселке Тавричанка Приморского края. В 2006 г. окончил Белорусский государственный хореографический колледж.
Лауреат премии «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда», премии Dance Open в номинации «Мистер Виртуозность», обладатель приза Международной ассоциации деятелей хореографии Benois de la Danse.