Через несколько лет выбор автозаправочных станций может сузиться: не по количеству точек, а по разнообразию продавцов. Рынок захватывают крупные сети.
В Петербурге наметился передел топливного рынка. Эксперты
связывают его с продолжением экспансии трех крупных вертикально интегрированных
компаний (ВИНК): "Газпром–нефть", "ТНК–ВР" и "Роснефть". В ближайшие 2–3
года данным операторам предстоит освоить 50 участков, полученных ранее через
торги Фонда имущества Петербурга.
Вместе с тем доля независимых участников рынка неуклонно
снижается. Независимые сети в городе сегодня представляют "Петербургская топливная
компания", "Фаэтон",
"Несте", "Шелл", "Линос" и ряд
небольших операторов. По данным на июнь 2010 года, их доля на розничном рынке
Петербурга снизилась до 53%.
"Частные компании работают стабильно. Те, кто хотел продать
свои сети, это сделали. Возможны сделки по продаже неликвидных станций
независимыми игроками. Но продажи бизнеса целиком не будет", — считает
президент НП "Нефтяной Клуб
СПб" Олег
Ашихмин.
При этом существует мнение, что в течение ближайших 5 лет на
рынке АЗС в Петербурге останется пять–шесть крупных операторов, остальные
небольшие компании — игроки на выбывание. Всего же на сегодняшний день в
городе работает 438 автозаправок, которые принадлежат 27 компаниям.
Читайте также:
"Роснефть" заставит Петербург своими автозаправками
В активной стадии своего развития сегодня находится
нелегальный топливный рынок. В частности, в текущем году на территории
Ленинградской области было выявлено около 400 незаконных врезок в
трубопроводы.
Полученное таким способом дизельное топливо реализовывалось
"черными" заправщиками с бензовозов. Появилась плохого качества солярка,
произведенная на подпольных мини–заводах.
В итоге на первое полугодие 2010 года только на дорогах
Петербурга работало примерно 200 нелегальных передвижных заправок. "Они отбирают
у операторов АЗС очень большую долю, прежде всего по дизельному топливу. При
этом теневой рынок растет колоссальными темпами. Дошло до того, что на выставках
представлено специальное оборудование — мини–НПЗ", — сетует Олег
Ашихмин.
По данным "Нефтяного Клуба СПб", с переходом на зимнее
дизельное топливо, которое нелегалам просто негде взять, продажи солярки на
легальном рынке сразу выросли на 10–15%.
Пока нелегалы берут за 1 литр дизельного топлива на 5 рублей
меньше, чем на автозаправочных станциях, правительство РФ еще больше усложняет
жизнь нефтетрейдерам, увеличивая для них налоговую нагрузку.
Так, с января 2011 года произойдет повышение стоимости
топливных акцизов, а выплаты в фонды обязательного социального страхования
вырастут с 26 до 34%. В сумме налоговая нагрузка составит до 2 тыс. рублей за 1
т, или +12%.
Скорее всего, операторы рынка переложат ее на конечного
потребителя, ведь только с начала кризиса компании потеряли до 20% объемов
продаж.
Падение прокачки было связано с тем, что встала строительная
техника, которая потребляла много топлива, а также уменьшилось количество
грузоперевозок.
Нефтетрейдеры по–прежнему стремятся возводить стандартные
автозаправочные станции, где центром притяжения выступают магазин, кафе или
мойка. Тем более что спрос на дополнительные услуги растет.
Вместе с тем, по мнению первого заместителя генерального
директора ЗАО "ПТК" Леонида
Чурилова, свое развитие получит формат автоматических станций, которые на
сегодняшний день занимают порядка 10–15% от общего количества АЗС в Петербурге:
"С учетом повышения отчислений в фонд оплаты труда данный формат становится еще
более экономичным, так как не требует участия персонала компании. Минус таких
автоматов — угроза вандализма и отсутствие сервиса для
автотранспорта".