Этой зимой бизнес Петербурга вновь потеряет десятки миллионов долларов из-за снегопадов. За год ни власти, ни бизнес так и не смогли решить проблему заваленных снегом дорог.
Определить главных пострадавших от снегопадов нетрудно - это и компании, управляющие жильем, и страховщики, но в первую очередь - транспортные компании и все, чей бизнес зависит от их бесперебойной работы.
Крупнейшая торговая сеть
X5 Retail Group cообщает, что примерно в 20 магазинах сети с начала снегопадов поставки продуктов идут с перебоями. "Прилегающую к магазинам территорию мы убираем постоянно, но к некоторым торговым объектам машины не могут подъехать из-за неубранных дворов или "карманов", - говорит директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group Александр Павлов.
Олег Рыбаков, управляющий сетью "Семья", отмечает, что с начала снегопадов на 30% увеличилось время доставки продуктов до магазинов. Собственный транспорт не справляется теперь с этой задачей, и компании приходится привлекать дополнительные грузовики, чтобы успеть доставить вовремя весь товар.
Кстати, стоимость транспортных услуг с начала зимы выросла на 10%. Олег Рыбаков считает, что в таком режиме его компании придется работать как минимум до Нового года, потому что шансов, что дороги будут хорошо очищены, немного.
Читайте также:
В Петербурге станут лишать свободы за сосульки
У мелких торговцев дела не лучше. В добавок к транспортным проблемам им приходится выполнять работу коммунальных служб, расчищая сугробы на прилегающих тротуарах.
Беда и у служб доставки. Дмитрий Гутцайт, гендиректор компании Oscar Catering, говорит, что после снегопадов сильно увеличились сроки доставки пиццы. Сократилось число заказов, а значит, и выручка. Увеличилось число ДТП с участием машин доставки.
Чем больше на дорогах снега, тем медленнее едет городской транспорт. Эксперты кадрового портала HeadHunter отмечают, что с начала снегопадов резко выросло число опозданий сотрудников офисов. Пассажирские перевозчики просто не в силах выдерживать нормальный график работы. Транспортные компании сообщают, что зимой их расходы вырастают в среднем на 15%. Но две последние зимы принесли еще больше трат.
При задержках в пути грузовладельцы выставляют перевозчикам неустойки в 10-50% от стоимости доставки, ведь плохо убранная дорога не считается форс-мажором. К проблемам с передвижением по городу добавляются и сложности на трассах. Начало снегопадов совпадает с гигантским пробками на Выборгском шоссе - единственной дороге для грузовиков из Петербурга в Хельсинки. Из-за заносов фуры буксуют на самых небольших подъемах, перекрывая всю дорогу.
Управляющие складскими комплексами рассказывают о проблемах с поставками грузов из порта. "График нашей работы сбился еще в первые снегопады в ноябре", - вспоминает Сергей Иванов, глава отдела маркетинга ЗАО "Первый контейнерный терминал". Большая часть проблем связана с необходимостью расчистки территории терминала от снега. "Нам пришлось ограничивать въезд грузовиков, чтобы не создавать очереди, и объем вывоза контейнеров упал на треть - 800 штук в день", - говорит Сергей Иванов.
Транспортные проблемы касаются и строителей. Алексей Белоусов, глава Ассоциации строительно-промышленного комплекса Северо-Запада, считает, что из-за проблем с подвозом стройматериалов в снежные дни удалось выполнить работ примерно вдвое меньше, чем обычно.
Как и торговцы, строители вынуждены за свой счет выполнять работу коммунальных служб, расчищая подъезды. А иногда власти задействуют стройтехнику для экстренной уборки снега на улицах.
То, что убирать снег приходится далеким от сферы ЖКХ специалистам, приносит проблемы. Этой весной обнаружилось, что неквалифицированные снегоуборщики превратили в руины дорожное покрытие на десятках городских улиц.
Кроме того, страдают от небрежности уборщиков и автомобилисты. В прошлом году городские страховщики получили 480 требований о возмещении ущерба от падения на машины сосулек и повреждения их уборочной техникой.
"В этом году снежная зима началась раньше, чем год назад, и время, когда будут повреждаться машины, больше", - сетует президент Союза страховщиков Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. Даже то, что службы в этом году активнее убирают снег, может принести страховщикам еще больше убытков: ведь с чем большим рвением уборщики ликвидируют сосульки и сугробы, тем небрежнее у них получается.
Но едва ли не больше всех от своей неспособности справиться с неудачами коммунальщиков страдают сами власти. Неубранные улицы второй год бьют по репутации чиновников, ставя под сомнение их соответствие занимаемым должностям.