Темная лошадка городской торговли

ООО «Питерское», используя необычную для сферы торговли стратегию развития сети безбрендовых магазинов, стало одним из крупнейших ретейлеров в Петербурге.

У ООО «Питерское» сегодня в Петербурге работает 34 магазина, из них три были открыты в этом году. По количеству магазинов сеть занимает пятое место в городе.
Оборот компании в прошлом году составил 2,3 млрд­ рублей (данные «СПАРК-Интерфакс»). Годом раньше, по информации Infoline, оборот был 2,9 млрд рублей. Больше среди петербургских сетей универсамов только у «Семьи» и «Полушки». При этом о деятельности сети мало кто знает.
Даже в X5 уважают
Покупатели не знают, что магазины ООО «Питерское» входят в единую сеть, потому что большинство из них работает под обезличенным названием «Универсам». Некоторые магазины имеют народные названия, сохранившиеся еще с советских времен: например, «Серебристый» на пр. Испытателей.
Полной информацией об ООО «Питерское» не владеют даже участники рынка. «О внутренней работе сети почти ничего неизвестно», -- рассказывает Дмитрий Чернов, генеральный директор ЗАО «Ренлунд СПб» (магазины «СуперСива»).
Участники рынка говорят, что основным владельцем компании является Зиновий Шейдин. Он отличный управленец, его уважают даже в X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»). Зиновий Шейдин сказал «ДП», что является лишь одним из совладельцев компании. По данным СПАРК, ему принадлежит половина ООО «Питерское», еще половина -- в равных долях -- у Олега Михнаткина и Сергея Мурашова.
Еще кафе и заводы
«Питерское» работает в Петербурге с 1997 года. Сначала компания брала под управление действующие продуктовые магазины, через несколько лет начала открывать собственные универсамы. Очень немногие магазины компания запускает с нуля, предпочитая работать в уже «прикормленных» местах, где продуктовые существовали много лет.
«Когда открываешь магазин на «пустом» месте, до полутора лет уходит на то, чтобы покупатели к нему привыкли», -- поясняет Евгений Клыш, заместитель генерального директора ООО «Питерское».
У компании есть также собственные мясной и рыбный заводы, выпускающие продукцию под брендами «Маккара» и «Евроморпродукт», завод мороженого «НБН», работающий, в частности, под брендом «Питерское», пивоварня, рассказал Олег Юхно, партнер Зиновия Шейдина, отвечающий в компании за маркетинг.
По словам Зиновия Шейдина, владельцы у «Питерского» и этих производств разные. Это подтверждают данные СПАРК: основным владельцем ООО «Маккара» числится, например, Олег Юхно. По его словам, большую часть продукции заводы поставляют в сеть «Питерское», но сотрудничают и с другими ретейлерами.
Олег Юхно также рассказал, что сейчас у «Питерского» кроме магазинов работает 17 кафе. Пять из них -- это пивные пабы, составляющие сеть «Вацлав Замок». Остальные кафе -- одиночные заведения, рассчитанные в среднем на 40-50 мест. Большинство из них расположено рядом с универсамами ООО «Питерское».
«Питерское» работает как на собственных, так и на арендованных площадях, говорит Евгений Клыш. Без учета недвижимости стоимость компании оценивается в 1,1-1,3 млрд рублей.
Уникальная сеть
Сетей, аналогичных «Питерскому», на петербургском рынке нет. «Они особенные, -- говорит о компании управляющий сетью «Семья» Олег Рыбаков. -- Так, как они, на рынке никто не развивался».
Обычно ретейлеры создают для своих магазинов бренд и вкладывают деньги в его продвижение.
На вопрос, планируют ли в компании открывать магазины под названием «Питерское», Олег Юхно отвечает: «Пока нет».
ООО «Питерское»
Работает в Петербурге с 1997 года.
Имеет сейчас в городе 34 магазина и 17 кафе.
2,3 млрд рублей -- оборот в 2009 году.
Зиновий Шейдин -- основной владелец и генеральный директор.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты