Креативные идеи для подчиненных

Подарки начальнику от подчиненных практикуются в небольших компаниях. В крупных соблюдается иерархия. А в творческих дарят то, что можно потом всем коллективом съесть.

По мнению опрошенных экспертов, подарки руководству от подчиненных в основном практикуются в небольших российских компаниях, где более развиты неформальные отношения. «Когда мы только начинали бизнес, поздравляли друг друга с новогодними праздниками все. Сейчас, когда нас 70 человек, такого уже нет», -- говорит гендиректор Oyster Telecom Роман Чернега. В первую очередь, по его словам, запоминаются персонифицированные вещи: подписанная открытка, интересный шарж.
Следи за собой
Генеральный директор ISOEMO Дмитрий Морозов подчеркивает, что в его компании не принято дарить подарки, особенно если людей разделяет иерархическая лестница в несколько ступеней. «В компаниях наших западных клиентов, которым мы оказываем услуги по доверительному управлению на территории России, иногда практикуются незначительные подарки со стороны сотрудников своему непосредственному руководителю. Но, например, конвейерный рабочий не должен делать подарки президенту компании. Поздравить первое лицо может только его заместитель. Очень важно, чтобы подарок был недорогим, иначе это можно расценивать как намек на определенные обязательства. Бутылка вина в пределах 10 евро -- этого вполне достаточно», -- говорит Дмитрий Морозов.
Напомнить про тещу
«Ценность подарка состоит не в стоимости, а в уместности и душевной теплоте со стороны сотрудников, -- считает президент HR-ассоциации Петербурга Надежда Коротовских. -- Шефу лучше дарить подарок сообща, всем коллективом. При этом никто не должен чувствовать себя обязанным делать подарки, -- только если на то есть душевный порыв и желание». Подарок руководителю, по ее словам, -- это обмен эмоциями, выражение своего отношения, а не подкуп и лесть. Если в коллективе присутствует здоровый командный дух, то можно прогнозировать и то, что подарок окажется удачным и понравится шефу.
«Начальнику нужно дарить креативные подарки, -- говорит консультант по корпоративным коммуникациям Елена Каверина. -- Например, новогодний календарь, подготовленный в единственном экземпляре, где есть эксклюзивные красные даты, такие, как день рождения любимой тещи. Или интересно оформить подборку душевных фотографий, которые накопились за год и повествуют о том, какой начальник классный шеф. Главное помнить, что подарок -- это эстетически упакованный смысл».
Эксперт также советует не привязываться к материальной ценности вещи, она должна в первую очередь быть согрета душевной теплотой. В крайнем случае, как говорит Надежда Коротовских, можно подарить корзину с мандаринами, которые нужно потом съесть всем вместе.