Ботаника вырастила бизнес

Автор фото: ДП
Ботаника

Владелица кафе "Ботаника" Марина Алби опровергает миф о том, что вегетарианскому кафе сложно заработать. Трехлетний опыт работы небольшого кафе говорит об обратном.

Марина Алби родилась в Риме и вместе с отцом–американцем и мамой–итальянкой жила в американском штате Вермонт. У ее родителей (по словам бизнесвумен, они были хиппи и профессора университета) была небольшая ферма: семья старалась не покупать продукты в магазине и есть все натуральное.

В Россию Марина Алби впервые приехала в конце 1980–х гг. и, столкнувшись с дефицитом продуктов, старалась сама подыскивать ингредиенты и готовить для себя и друзей. В то время она была владелицей компании, оказывавшей телекоммуникационные услуги предприятиям, выходившим в Россию: General Motors, Procter & Gamble и т. д.
"Нас поглотила более крупная американская компания. Мне предложили остаться, но я решила уйти", — говорит Марина Алби.
"Насовсем" она переехала в Россию в 1996 году. Один из друзей хотел открыть с ней открыть небольшой ночной клуб, но бизнесвумен предложила знакомому сосредоточиться на вегетарианском кафе — тот согласился. Знакомые Марины в один голос говорили, что заведение, где не продают мясо и сигареты, в России не выживет.

Вложения в бизнес составили около $ 300 тыс., которые почти окупились (кафе работает 3 года). "Окупаемость была бы более быстрой, если бы, например, мы сэкономили на дизайне. Но инвестор решил не экономить. В итоге мы закупали ткани и плитку в Италии и Франции», — рассказывает Марина Алби. Самым сложным, по ее словам, было найти поваров. "К тому же в России люди не очень любят брать ответственность в работе на себя", — отмечает она. Поначалу она готовила сама.
На вопрос, как удалось найти 25–летнего шеф–повара — индийца, который работает 6 дней в неделю полную смену и никогда не болеет, предпринимательница отвечает: "Я молилась". Сейчас в кафе трудится 20 человек — сотрудники кондитерского цеха, горячего цеха, официанты, администрация.

Рецепты блюд владелица заведения придумывает сама, что–то привносят повара. Категория посетителей кафе за 3 года изменилась. "Стало больше иностранцев, так как мы вошли во всевозможные путеводители, по¬клонников йоги и здорового образа жизни. Вегетарианство стало модным, приходят обеспеченные люди", — говорит Марина Алби. Помещение площадью коло 170 м2 она арендует у КУГИ. В месяц расходы на аренду, налоги, алкогольную лицензию и коммунальные платежи составляют около 200–250 тыс. рублей. Это треть от месячной выручки.
"Мнение о том, что открывать для мясоедов выгоднее, — это миф. У нас почти у всех блюд низкая себестоимость, и мы можем умножать ее на пять, а обычные заведения — только на три", — говорит Марина Алби. Роман Курбатов, владелец сети вегетарианских кафе "Троицкий мост", объясняет, что все зависит от посещаемости. "Ее можно добиться только высоким качеством. Но в любом случае будет серьезное количество людей, которые не придут туда никогда", — говорит бизнесмен.