Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России, рассказал о том, когда закончится бум японских и итальянских ресторанов, чего ждут посетители и почему за гастрономическими открытиями ездят в Европу.
"ДП": За последние 2 года рынок наблюдал закрытие череды
ресторанов, как и предсказывали в начале кризиса. Однако при этом появились и
новые заведения. Что это: неоправданный риск со стороны их владельцев или
дальновидность?
Игорь Бухаров: Скорее второе. Сегодня рестораны открывают
опытные или умеющие смотреть на перспективу люди.
Я утверждал и продолжаю утверждать: сейчас лучшее время,
чтобы открывать ресторан. Цены на рынке снижены на все, подрядчики готовы
работать за меньшие деньги. Этот кризис, как и все предыдущие, закончится, а
ресторанный рынок останется. Мы проходили через кризис в конце 1980–х, начале
1990–х, в 1998 году, пройдем и этот. По моим наблюдениям, кризисы длятся 4 года,
так что мы сейчас в середине пути.
"ДП": Очевидно, что потребители стали больше ориентированы
на экономию. Значит ли это, что будущее за недорогими заведениями массового
сегмента?
Читайте также:
Мартин Берг: секреты лучшего ресторана Швеции
Игорь Бухаров: Это глобальный тренд, который с кризисом не
связан. Российский рынок насытился дорогими ресторанами. У наших людей в
основной массе нет потребности потратить большие деньги в каком–нибудь роскошном
месте ради изысканной еды. В ресторан приходят, чтобы провести время, посидеть,
поговорить — и потом уже поесть. Те, кто хочет совершить гастрономическое
открытие, — они скорее отправятся в Европу и пойдут в хороший ресторан там.
С учетом перелета выйдет дешевле, чем поужинать в России.
Кроме того, открывая ресторан с претензией на высокую кухню,
нужно отвечать перед гостями именем. Вы можете пригласить Алана Дюкасса, он
поставит меню, но не будет стоять каждый день у плиты. А кто тогда будет? Кто
этот человек, которому смогут доверять люди? В России нужны рестораны, которые
смогут максимально удовлетворить потребности потребителя: уютная атмосфера,
простая еда за разумные деньги.
"ДП": По вашим наблюдениям, сокращение издержек в период
кризиса сказалось на качестве блюд в ресторанах?
Игорь Бугаров: Не думаю, что сильно сказалось. Те, кто
пережил кризис 1998 года, хорошо запомнили, что снижать качество ингредиентов ни
в коем случае нельзя. Лучше ужиматься в другом: заставлять персонал работать
более интенсивно, внедрять автоматизацию производства. В Германии, например,
считается нормальным, когда на одного официанта приходится от 25 до 40 гостей,
что у нас просто немыслимо. И там скорость обслуживания очень высока благодаря
тому, что у каждого официанта на поясе беспроводное устройство, которое и заказы
на кухню отправляет, и карты прокатывает, и чеки печатает.
"ДП": Почему же российские рестораторы не торопятся с
автоматизацией производства?
Игорь Бухаров: По экономическим соображениям. Стоимость
рабочей силы пока невысока, владельцы полагают, что можно обойтись без всех этих
дорогостоящих гаджетов. Хотя они забывают о том, что меньшим коллективом и
управлять проще.
"ДП": Когда, по–вашему, закончится бум открытия японских и
итальянских ресторанов?
Игорь Бухаров: Он уже заканчивается. Сегодня нет практически
ни одного 100%–но японского или итальянского ресторана. Все чаще появляются
рестораны, в которых встречаются и суши, и паста. Рынок стремится к унификации,
которая была в свое время в системе общепита Советского Союза. Тогда был базовый
набор блюд, которые непременно присутствовали в меню каждого ресторана.
Кроме того, современный образ жизни сказывается на
гастрономических предпочтениях. Когда ты весь день находишься в тепле (в машине,
офисе, дома), нет потребности в тяжелой жирной пище. Поэтому главный ресторанный
тренд сегодня — это легкая еда, свежие продукты, минимум соусов и не больше
четырех ингредиентов в тарелке.