Выехали на грузовиках

Спрос в январе-сентябре на лизинговые программы банков вырос до 30%. Восстановился интерес к лизингу грузового транспорта, также заметен приток клиентов из малого бизнеса.

В текущем году петербургские банки снова заинтересовались лизингом, объем лизинговых сделок с начала года у них вырос в среднем на 30%. На рынке лизинговых услуг опять обострилась конкуренция. «Объем заявок на лизинг с августа месяца существенно возрос, интерес клиентов восстановился», -- говорит Виктор Логинов, начальник управления лизинга Альфа-банка.
Клиенты вернулись
По сравнению с началом года спрос со стороны малого и среднего бизнеса (МСБ) значительно вырос, строительная отрасль пока еще не активизировалась, а все остальные отрасли предъявляют на лизинг более высокий спрос, отмечают участники рынка. «МСБ в этом году начал проявлять интерес к лизингу основных и транспортных средств, поэтому в конце весны Росбанк и BSGV Leasing запустили совместную программу лизинга различных видов автотранспорта сроком до 5 лет», -- доволен Павел Зварич, замдиректора по малому и среднему корпоративному бизнесу Северо-Западного филиала Росбанка.
По словам замначальника кредитного управления петербургского филиала НРБ Елены Муравьевой, в ее филиале объем лизинговой сделки достигает 1-20 млн рублей. А наибольшей популярностью, по ее наблюдениям, среди клиентов сейчас пользуется лизинг в целях приобретения строительной и дорожной техники, грузового и пассажирского автотранспорта.
«Возрос спрос на лизинг транспорта, в особенности грузового, -- отмечает Виктор Логинов. -- Рынок грузового транспорта явно на подъеме, что связано с износом старого парка в период кризиса, уходом с рынка многих перевозчиков, а также с ростом потребностей в данной услуге со стороны владельцев грузов».
Кредит вместо лизинга
Собственные лизинговые программы есть в банках, имеющих лицензию на осуществление такой деятельности, но чаще при банках учреждаются собственные лизинговые компании. Тем не менее некоторые банкиры считают, что создавать собственные лизинговые продукты для клиентов необязательно, заменой им служит кредит на покупку оборудования и транспорта, который имеет свои преимущества для клиента.
«Как и в случае лизинга, клиенту не нужно искать обеспечение для получения кредита -- залогом станет приобретаемое имущество, а вот страхования банк не требует, -- рассказывает Наталья Унжакова, директор по продажам блока по развитию бизнеса с юрлицами и малым бизнесом банка «Траст». -- Право собственности на имущество предприниматель приобретает в день получения кредита, чего не предлагают лизинговые компании». Она уточняет, что клиент вправе произвести досрочное погашение долга в любой момент и минимизировать выплаты по кредиту, что является дополнительным преимуществом.
Надеются на рост
Банкиры ожидают, что по итогам года объем и количество лизинговых сделок значительно вырастут по отношению к 2009 г. «Рост по итогам года может быть очень существенным, -- рассчитывает Виктор Логинов. -- Но это в первую очередь связано, конечно, с эффектом низкой базы, то есть с резким падением рынка в кризис».
Стоит отметить, что подъем рынка лизинга может вызвать расширение линейки лизинговых продуктов в банках и дальнейшее улучшение условий по ним. В 2009 году ставки по лизингу практически не менялись, но уже с начала года большинство лизингодателей снизило ставки по лизингу. Причем некоторые банки опустили ставки ниже докризисного уровня.
Ставки снизились с начала года на 4-5%, говорит Елена Муравьева. А в Росбанке стоимость лизинга осенью была снижена на 7%. При этом удорожание по договорам лизинга в некоторых банках и компаниях иногда не превышает 5%.