Как Хельсинки избавился от грузового порта

Власти Хельсинки потратили 600 млн евро на вывод порта из центра города. В новом районе будет построено 2,2 млн м2 жилья. В Петербурге масштабы больше, но проблемы те же.

Власти города Хельсинки справились с задачей вывода грузового порта из центра всего за 6 лет. По площади он был сопоставим с петербургским -- 220 га. Новый порт, открытый в 2009 г., поместился на 120 га, а его пропускная способность выросла на 30%.
И вашим, и нашим
Общий объем инвестиций в переезд -- 600 млн евро, из них на сооружение порта -- 300 млн, в транспортную инфраструктуру -- столько же. На территории бывшего порта в Хельсинки будет построено 2,2 млн м2 недвижимости. Для этого город планирует привлечь еще около 1,2 млрд евро частных инвестиций.
Как и в Петербурге, вся портовая земля в Хельсинки принадлежит местным властям. Правда, там она передана управляющей компании, которая и получает арендную плату от операторов. Государство оплатило при переезде 50% стоимости транспортной инфраструктуры, остальные инвестиции -- из прибыли порта.
Готовы обсуждать
Порт в Хельсинки перегружает в 5 раз меньше грузов, чем петербургский, и экспертная оценка перевода у нас -- 2-3 млрд евро. Застройка осободившейся земли будет вдвое дороже. В генплане Петербурга земли порта указываются как земли транспорта. Но власти уже показывали, что готовы обсуждать изменения в нем. При освобождении портовых земель встанет вопрос и о соседних площадках: 65 га ОАО «Северная верфь», 45 га ОАО «Адмиралтейские верфи» и 80 га ОАО «Кировский завод».
Проект переезда порта Хельсинки утверждался до кризиса. Сейчас же город столкнулся с тем, что девелоперы не торопятся застраивать подешевевшие земли. Насколько в ближайшие 10-20 лет петербургскими девелоперами будет востребовано почти 500 га новых территорий -- большой вопрос. Однако очевидно, что осваивать портовые земли будет разумнее, чем намывать новые территории в Финском заливе.