Зачем закроют Дворцовый мост, и что ждет дороги в Петербурге

Борис Мурашов

Глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга Борис Мурашов откровенно рассказал о том, какие дороги ждет ремонт, когда закроют Дворцовый мост, а также о причинах скандала с компанией "Флора", которая занимается набережной под Американскими мостами.

"ДП": Не можем обойти стороной ситуацию, сложившуюся в городе с компанией "Флора" и реконструкцией набережных Обводного канала под "американскими мостами". Комитет все-таки не стал расторгать контракт и доверился подрядчику. Почему?
Борис Мурашов: В этой ситуации мы находились перед выбором - либо судиться с компанией для расторжения договора в течение ближайшего года, либо принять их предложение о досрочном завершении всех работ к декабрю следующего года. Учитывая важную транспортную значимость объекта, мы выбрали второй вариант развития событий и подписали дополнительное соглашение, одновременно выставив подрядчику существенные штрафные санкции за срыв сроков производства работ - 40 млн рублей. Однако с учетом недавно появившейся информации о возможности ареста счетов компании сегодня в то, что они справятся с подрядом, верится с трудом. Да и работы на объекте хоть и ведутся, но их темпы явно не соответствуют требованиям дополнительного соглашения.
Сверка результатов будет произведена 15 ноября, контрольные сроки обязательств погашения задолженности никто не отменял, поэтому мы не исключаем ситуацию расторжения контракта, после чего, видимо, придется выбирать другого подрядчика.
"ДП": Эксперты винят в подобных ситуациях Федеральный закон №94, который отменил предквалификационный отбор участников госзаказа и оставил единственный критерий для победы - самую низкую цену выполнения работ.
Борис Мурашов: Я не был бы столь категоричным в отношении 94-го ФЗ. В его правовом поле мы живем уже 3 года и продолжаем работать, сдавать объекты. Ситуация с "Флорой" - это единственный прецедент в городе. Зачем чернить закон и другие компании, которые все эти годы добросовестно работают в этом правовом поле.
Да, 94-й ФЗ допустил возможность победы по единственному критерию наименьшей цены, а значит, закон допустил ситуацию формирования авантюрной цены, чем, похоже, и воспользовалась "Флора".
В законодательство необходимо вводить более жесткое право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке - это позволит охладить пыл авантюристов.
Конечно, хотелось бы, чтобы в закон вернули предквалификацию, опыт компании - участника конкурса, техническую оснащенность и прочие показатели.
"ДП": А принес ли 94-й ФЗ плюсы в работу?
Борис Мурашов: Я могу сказать, что он дал возможность повысить конкуренцию и эффективность торгов. Вот, например, городская адресная программа по ремонту дорог. По плану в этом году мы должны были отремонтировать 189 улиц, но уже сегодня отремонтировали 194. Всего же до конца дорожного сезона мы отремонтируем 255 адресов. Увеличить адресную программу ремонта удалось не за счет увеличения бюджетного финансирования (мы остались в пределах выделенных нам 4,6 млрд рублей), а за счет полученной в ходе конкурсных процедур экономии. Кроме того, в этом году нам удалось снизить стартовую стоимость текущего ремонта с 1,8 тыс. рублей за 1 м2 до 1,2 тыс. рублей за "квадрат".
"ДП": Как вам работается в режиме тотальной экономии, когда городской бюджет урезает финансирование до минимума?
Борис Мурашов: Стараемся не унывать. Мы не приступаем к строительству ни одного объекта без технического анализа проектных решений. Смысл наших действий в том, чтобы с помощью новых, в первую очередь инженерных, решений оптимизировать расходы. Один из последних примеров - транспортная развязка на пересечении Западного скоростного диаметра (ЗСД), ул. Савушкина, Приморского пр. и Планерной ул. Изначально ее строительство оценивалось в 9,5 млрд рублей, но за счет оптимизации технических решений мы снизили стоимость в 3 раза - до 3 млрд рублей. Возведение развязки начнется уже в этом году в рамках строительства ЗСД.
Все вновь начинаемые объекты проходят экспертизу на техническом совете комитета и включаются в инвестиционную программу только тогда, когда есть уверенность, что они оптимизированы по техническим решениям и эффективны по затратам.
"ДП": Экономии предела нет, но есть предел качеству…
Борис Мурашов: Качество - это стандарт, отступление от которого мы не допускаем. Экономия достигается, повторяю, только за счет оптимизации, обеспеченной, как правило, за счет альтернативных технических решений, которые позволяют сократить расходы без потери качества. Например, сейчас мы проводим капитальный ремонт пр. Добролюбова. По проекту, капитальный ремонт дороги предполагает, что вся старая конструкция дороги просто вывозится с объекта и заменяется новым материалом для устройства дорожной конструкции. Представьте себе объемы вывоза и ввоза этих материалов в масштабе города. Это очень существенные затраты, нельзя продолжать ремонтировать улицы таким способом.
На пр. Добролюбова мы пробуем новую технологию - ресайклинг, когда все старое дорожное основание перерабатывается с добавлением минимального количества специальных материалов и укрепляется. В итоге мы получаем более надежную конструкцию, усилив старую, не произведя при этом неэффективных действий.
Такая технология может снизить расходы на капитальный ремонт дорог от 40 до 50%. Однако, прежде чем делать окончательные выводы, будем наблюдать, как отремонтированная улица отстоит зиму, и только потом говорить о дальнейшем широком использовании этой технологии у нас в городе.
"ДП": Чего вы хотите достичь на должности председателя комитета?
Борис Мурашов: Прежде всего передо мной стоит задача формирования прозрачности и четкого представления жителей города, какие объекты мы строим и для чего. Стратегические цели до 2015 года: формирование магистрали непрерывного движения с целью создания буферной зоны вокруг центра города, улучшение транспортной доступности Васильевского острова, Приморского района, строительство ЗСД и узловых развязок - Поклонногорской, Коломяжской, Светлановской, двух Дунайских - на пересечении с Московским и Пулковским шоссе, Пискаревской на пересечении с пр. Непокоренных.
"ДП": А что конкретно стоит за словами "магистраль непрерывного движения" и "буферная зона"?
Борис Мурашов: Магистраль непрерывного движения - это транспортный коридор, предназначенный для автомобильного движения без светофоров и пешеходных переходов в одном уровне. Первая такая магистраль должна сформировать непрерывный транспортный поток от Приморского пр. до Орловского тоннеля на правом берегу Невы. Магистраль от Орловского тоннеля на левом берегу Невы до Обводного канала, далее по набережным Обводного канала до подключения к ЗСД создаст возможность объезда центра города - Центрального, Адмиралтейского, Василеостровского и Петроградского районов. Мы уже расширили участок Приморского пр. от Ушаковской развязки до Горохового пер., строим тоннель под Литейным мостом. Мы нашли решение, как его расширить на 2,5 м для увеличения пропускной способности.
В этом году мы проведем конкурс по выбору подрядчика для расширения Приморского пр. от ул. Савушкина до Лахты. Весной-летом будущего года начнем работы по строительству развязки у Большого Сампсониевского моста. Ведутся подготовительные работы по строительству Орловского тоннеля. Таким образом, буферная зона непрерывного движения вокруг центра города уже воплощается в жизнь.
Кроме того, проектируется развязка на пл. Александра Невского. Здесь будет построен еще один тоннель, но непосредственно строительные работы начнутся не раньше чем в 2012 году. И, наконец, мы уже разрабатываем проект реконструкции набережных Обводного канала под непрерывное автомобильное движение. Уже сейчас нужно говорить о пробивке Бухарестской ул. и Софийской ул. до Обводного канала. Это, пожалуй, единственные две улицы в городе, которые работают неэффективно, потому что заканчиваются на подходах к Обводному каналу.
"ДП": Что конкретно делается для улучшения транспортной доступности Васильевского острова?
Борис Мурашов: В этом году мы надеемся объявить конкурс на строительство Ново-Адмиралтейского моста. С 2012 года будет продолжено строительство моста в районе острова Серный. В следующем году начнем строительные работы по развязке на Сампсониевском мосту, проектируем Кронверкский коридор, который обеспечит более комфортный и свободный доступ с Петроградской стороны на Васильевский остров.
Денег на все проекты, к сожалению, не хватает, но строительство Ново-Адмиралтейского моста сегодня является сверхважным для города, так как сразу после открытия переправы начнутся работы по реконструкции Дворцового моста.
"ДП": То есть его обновление будет не раньше, чем построят еще не прошедший госэкспертизу новый мост. Но Дворцовый - это единственная переправа, которая не ремонтировалась с момента строительства?
Борис Мурашов: Нет, это не так. Тучков и Биржевой мосты также ни разу не закрывались для капитального ремонта или реконструкции с момента постройки. Но, если мы начнем работы по реконструкции Дворцового моста, не имея резервного Ново-Адмиралтейского, это определенно вызовет транспортный коллапс на Васильевском острове.
Планируемая реконструкция Дворцового моста связана в первую очередь с аварийным состоянием механизмов разводного пролета. Последние 4 года поддерживалось нормативное состояние моста. Сейчас мы ищем пути продления его ресурса.
Предстоящий объем работ оценивается в 2 млрд рублей. Город запросил помощь федеральных средств на эти цели. Проект реконструкции находится на стадии завершения, в феврале будущего года планируем завершить его экспертизу.
"ДП": Комитет уже заключил хоть один контракт полного жизненного цикла на строительство новых дорожных объектов?
Борис Мурашов: Пока нет, но до конца года мы планируем к этому максимально приблизиться. Сегодня городу как воздух нужны механизмы привлечения внебюджетных средств, хотя бы на период бюджетного дефицита. Контракты жизненного цикла, так же как государственно-частное партнерство, - это способ привлечения свободных средств на инвестиционном рынке, это разновидность ГЧП, только без элемента платности и наличия концессионера. Сегодня мы прорабатываем несколько объектов, которые в будущем будут реализованы по этому принципу.