Телевизионная задача

Смольный выделил на первые 2,5 месяца жизни своего нового кабельного теледетища 60 млн рублей из горбюджета. «ДП» попытался выяснить, что можно сделать на эти деньги.

В прошлые выходные Смольный запустил в эфир свой новый городской кабельный телеканал -- «Санкт-Петербург», который создало ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» (ГАТР). До конца года чиновники выделили на него из городского бюджета­ 60 млн рублей. Не сомневаясь в щедрости чиновников (при необходимости оказать дополнительную помощь телепроекту, вероятно, не откажется ни одна из структур Смольного), «ДП» решил подсчитать себестоимость такого канала и понять, сколько переплатили городские налогоплательщики за новый вещательный орган своих властей.
Уравнение
Итак, с 1 сентября по 31 декабря 2010 года создатели телеканала «Санкт-Петербург» должны осваивать по 15 млн рублей в месяц. При этом ­основных затратных статей у телеканала две: аренда (покупка) студий, транспорта, оборудования и канала вещания, а также создание информационного контента.
Пятый канал, влившийся в состав Национальной медиагруппы и переехавший в Москву, оставил после себя в Петербурге семь съемочных студий, гору оборудования и толпу уволенных сотрудников. Все это добро, как объявил уже глава ГАТР Юрий Зинчук, и станет «технической основой» нового канала. Оборудование и студии будут арендоваться у «Пятерки», а уволенные сотрудники составят костяк коллектива, общая численность коего достигнет 100 человек.
Если Х=аренда
Как сообщили в финансовой дирекции Пятого канала, у компании есть семь съемочных студий с максимальной ценой аренды 60-120 тыс. рублей за смену. При долгосрочном сотрудничестве предусмотрены скидки 5-15%. Таким образом, при ежедневном использовании хотя бы одной из студий «Пятерки» «Санкт-Петербург» должен будет платить 1,5-3 млн рублей в месяц за аренду. Примерно во столько же выйдет и аренда аппаратуры для пяти съемочных бригад.
По оценке Алексея Лушни­кова, создателя телеканала «ВОТ!», для городского бюджета выгоднее было бы приобрести новое оборудование, нежели арендовать подержанное у «Пятерки». Покупка студийного комплекса, достаточного для канала городского значения, обошлась бы городу примерно в 9-15 млн рублей единовременно. Оснащение пяти съемочных бригад -- еще в 1-1,5 млн рублей.
«Уровень оборудования для кабельного вещания проще, чем для эфирного. Не нужно покупать камеры по $100 тыс., хватит и по $5 тыс. Все равно кабель сожмет картинку до телеформата», -- говорит Алексей Лушников. По его мнению, такие вложения окупились бы в течение 2-3 месяцев.
Правда, экс-глава «СТС-Петербург» Максим Поляков с коллегой не согласен: по его словам, качество изображения зависит не только от канала вещания, так что аренда студий и оборудования «Пятерки» вполне оправдана.
Что касается аренды цифрового канала в кабельной сети, то она, по словам Алексея Лушникова, стоит около 1,5 млн рублей в месяц. Но это рыночная цена, а городские власти могли договориться с ТКТ и о бесплатном предоставлении канала. «Некоторым каналам кабельные сети, наоборот, приплачивают, чтобы их транслировать. Например, каналу Discovery», -- говорит Алексей Лушников.
Если Y=контент
Итак, арендные расходы у нового телеканала могут составить 4,5-7,5 млн рублей в месяц -- в зависимости от договоренностей ГАТР с Пятым каналом и ТКТ. Таким образом, на заполнение эфира остается от 7,5 млн до 10,5 млн рублей в месяц, то есть 30-42 млн рублей до конца года. При этом нужно учесть, что канал начал вещание 10 октября 2010 г., соответственно, и основные расходы на контент начались лишь в октябре. Таким образом, 30-42 млн рублей в месяц, остающихся на контент, будут потрачены не за 4, а за 3 неполных месяца. А значит, в месяц творческий бюджет канала составляет не 7-10 млн, а 10-14 млн рублей. Телепрограммы нового канала в открытом доступе пока нет, а Юрий Зинчук не нашел вчера времени рассказать о ней, пообещав лишь, что через неделю будет презентация канала. Поэтому пока сложно сказать, как будут наполнять эфир сотрудники «Санкт-Петербурга».
Телеканал «Санкт-Петербург» выходит с 6:00 до 0:00 с получасовыми вставками новостных передач «ТКТ-ТВ». Как сообщили в ТКТ, их собственные передачи, которые заполняют около 6 часов в сутки (3 часа уникального контента), останутся неизменными. Таким образом, для вещания «Санкт-Петербурга» остается 12 часов в сутки. Чтобы заполнить эти часы, региональному телеканалу хорошего уровня достаточно будет создавать 4-5 часов уникального контента в день, считает Максим Поляков.
При этом, по его словам, главный ценообразующий фактор контента -- его уникальность. «Забить эфирное время бывшими в употреблении передачами, фильмами и сериалами -- это стоит копейки: до 100 тыс. рублей в год, -- говорит он. -- Тогда как, к примеру, 18 уникальных новостных выпусков в день (а это где-то 4 часа эфирного времени) обойдутся в сотни раз дороже». Впрочем, уверен он, 10-14 млн рублей в месяц для такой работы -- это очень неплохие деньги.
«Для городского телекана­ла я бы обошелся 4,5 млн рублей в месяц. Все, что выше, имеет право на существование, если стоит более масштабная творческая задача. Например, потягаться с РТР. Ну или, например, более конкретная задача -- потратить деньги», -- говорит Алексей Лушников.