Не Моне

В школу рисования для взрослых «Артишок» оделась как на праздник -- каблуки, юбка, объемный шарф (все художники носят шарфы?). Открыв рисовальный зал в бизнес-центре, создатели студии, должно быть, предполагали, что на ланч сотрудники офисов предпочтут рисовать портреты начальников, но на дневном занятии только я и еще одна ученица (правда, говорят, по утрам и вечерам здесь аншлаг). Учиться приходят как те, кому в конце недели поступать в Академию художеств, так и те, кто вздумал на досуге посамовыражаться ради праздного удовольствия. Первый урок бесплатный. С порога слышу воодушевляющие, как заголовки книг Алена Карра, слова педагога Анжелики: «Рисовать легко. Это могут все». Анжелика -- член Петербургского общества акварелистов -- проводит новобранца мимо выставленных другими учениками композиций из пластмассового и стеклянного реквизита, но останавливаемся мы не перед самоваром с калачами, а перед возлежащим на белом тканевом фоне белым кубиком размером с кошачью голову. «Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса». Мы с кубиком ошарашенно смотрим друг на друга. Кубик видит перед собой дилетанта, я -- подножие покрытого снегами Эвереста, до холодящей вершины которого мне предстоит добраться за ближайшие 2 часа. Без провианта и страховки. Пока ставлю мольберт и креплю на нем лист, боковым зрением вижу, как куб увеличивается в размере и накрывает меня своей безысходной белизной. Последний шанс -- обращаю к Анжелике умоляющие глаза: «А если я хочу рисовать как Моне, мне тоже надо с кубика начинать?» «Моне… -- мечтательно говорит Анжелика. -- Чтобы рисовать, нужно понимать пропорции, перспективу, последовательность действий, все это можно понять, рисуя белый кубик. Без этого будете играть, не изучив ноты. Приступайте». Для начала пытаюсь понять, что значит построить рисунок на листе: оказывается, у моего кубика еще есть тень и для нее, как для внезапно приехавшей тетушки, тоже необходимо предусмотреть место, чтобы всем гостям картины было уютно.

«Тому, кто хочет действовать, нечего бояться неудачи», -- вспоминаю слова Ван Гога и ближайшие пару часов провожу в познании граней, построении линий, изучении законов перспективы и… невыносимой скуки. Не понимая, почему нельзя рисовать это по линейке, учусь ставить дрожащую руку с опорой на палец и выводить ровные линии, сначала набросав направление из точки виляющей полосой, а затем делая ей липосакцию стирательной резинкой. «Временами мне чудилось, что кисть, непреклонной волей вырывающая краски из этих живых красочных существ, порождала музыкальное звучание… Это было похоже на то, что можно было, наверное, испытывать в лаборатории полного тайны алхимика», -- мне же, в отличие от написавшего эти слова Кандинского, за мольбертом пока музыка не слышится, кроме разве той, что периодически нервозно издает мой телефон. К концу второго часа буквально впадаю в транс перед белым кубом. Не помогает и предложение администратора выпить кофе с сушками. Анжелика замечает угасающий огонь в глазах новобранца и заботливо предлагает в следующий раз не возвращаться к кубику, а взяться сразу за акварель.
Юлия Чай, журналист