Правила, язык и партнеры

Иностранцы, открывающие свой бизнес в городе, продолжают наступать на одни и те же грабли. Но сюда их привлекает более низкая, чем на родине, конкуренция.

«При открытии своего дела в России нужно сразу подумать о строительстве целого дома для хранения разных документов и бумаг», -- шутит немец Томас Нолл, бывший управляющий гранд-отелем «Европа», создавший свой бизнес в области гостиничного консалтинга -- компанию Hermitage Hotels and Resorts. Этими словами он обозначил главную проблему для иностранных предпринимателей, открывающих в России свое дело.
По мнению иностранцев, схема открытия предприятий излишне усложнена: для того чтобы начать работать, требуется огромное количество разрешений и согласований, необходимость которых европейцам непонятна. Этот процесс получения документов растягивается на многие месяцы. То, как быстро иностранцы осваивают, как его в России ускорить, иллюстрируют разгоревшиеся недавно скандалы с топ-менеджерами западных компаний, ведущих бизнес в России. Например, IKEA.
Русские правила
«Многие бизнесмены, приезжая в Россию, были излишне самонадеянными. Они думали, что открыть здесь бизнес легко по привычной им схеме. Но зачастую первый же этап получения разрешений становился для их бизнеса последним», -- рассказывает голландец Ивар Кооп, являющийся совладельцем строительной компании «Строймода». Помимо бюрократии в России голландца удивляют постоянные изменения в законодательстве, особенно налоговом.
Ивар приехал в Россию в 1992 году и сначала занимался оптовыми поставками голландских цветов, а теперь переключился на строительный бизнес. По его наблюдениям, даже несмотря на то что российский рынок с начала 1990-х гг. разительно поменялся, многие его ниши остаются для иностранных предпринимателей очень привлекательными.
Как объясняет владелец кафе-мороженого «Венеция» и ресторана «Италия» итальянец Франко Казадеи, по насыщенности конкурентами российский рынок отстает от европейского на десяток лет. Поэтому многие европейцы готовы работать в Петербурге, платить здесь налоги, объясняет он. «Но чего только стоит получение разрешения на работу! Нас приравнивают к мигрантам», -- сокрушается ресторатор. В Петербурге он планирует открыть еще одно заведение и пригласить на работу итальянских поваров, но получение квот на ввоз иностранных работников ресторатор ожидает уже 1,5 года.
Партнер и супруга
Как рассказали опрошенные «ДП» предприниматели-иностранцы, быстрее всего в российских реалиях осваиваются бизнесмены, имеющие хотя бы базовое знание русского языка.
«Я его еще в университете в Нидерландах выучил. Это мне это очень помогло -- начал быстро во всем здесь разбираться», -- рассказал Ивар Кооп.
Многие иностранцы решают языковую проблему, обзаведясь русской супругой. Некоторые приглашают партнера-россиянина. В этом для иностранца таится еще одна опасность, считает швейцарец Джулиано ди Капуа, который в 2009 году потерял от такого сотрудничества более 1 млн рублей. Джулиано открыл в Петербурге небольшой театр и планировал вложить эти деньги в ремонт плавучей баржи, для того чтобы обрести постоянное место выступлений.
«Российский партнер был моим другом -- мы дружили семьями. Я доверил ему административную работу, а договор я с ним не заключал. А когда вернулся с гастролей, то обнаружил, что деньги со счетов были переведены на фирмы его жены», -- рассказал Джулиано. Наученный горьким опытом, он начал разбираться в терминах бухгалтерии на русском языке и контролировать счета при помощи sms.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты