Очередь для важных клиентов

Noblese oblige -- «положение обязывает». Вот одна из причин, по которой огромные компании проводят ребрендинг. Не будут же их серьезные владельцы и директора надевать банданы и разъезжать на мотоциклах, «отрываться» на танцполах и носить одежду бельгийских дизайнеров -- это не способ показать свою современность и близость ко всему новому и прогрессивному. На это есть другой способ. При этом ты становишься модным и свежим, но не задействуешь свой «персоналити». Только компания. И только средства компании. И только ребрендинг.

Мы меняемся, мы становимся лучше -- об этом постоянно пишут. Кириллические логотипы разрабатываются только при помощи лучших английских компаний, порой изрядно коверкающих внешний вид букв, но сохраняющих статусность приобретения ребрендинга иноземного авторства.
Но есть те, кто идет дальше. Ребрендинг Сбербанка не остановился на логотипе, сделанном по принципу «пуще прежнего». Банк меняет не только лицо, но и концепцию. Колоссальных размеров учреждение разворачивается лицом к потребителям, все равно оказывающимся банку «по пояс» -- с соответствующими видами, открывающимися тому самому потребителю.
Решение проблем ищется, единственная беда лишь в том, что решаются не те проблемы.
Прекрасно, что в Сбербанке появляются туалеты и детские уголки. Это для того, чтобы посетителям комфортнее было ждать своей очереди. Но проблема не решена. Проблема очередей в филиалах Сбербанка.
Проблема формализма общения тоже осталась на поверхности, хотя вежливости у сотрудников откровенно прибавилось… Тем не менее Сбербанк, несмотря на весь свой ребрендинг, не меняется. Показушность появилась -- широкие улыбки в рекламе, новые вывески, детские уголки и таблички WC на дверях. Но это все красивые декорации, работающие на проходящих мимо. Для клиентов и удовлетворения их потребностей сделано слишком мало, чтобы называть изменения революционными.
Да, Сбер, что называется, в тренде. АФ-Банк в Уфе открыл детский уголок еще пару лет назад, AccessBank в Азербайджане сделал это чуть позже. Но мамы, по полчаса решающие свои вопросы с банком (а там детские площадки сделаны в отделениях для юридических лиц), будучи более сознательными, препочтут простой и понятный интернет-банкинг.
Если же маленькие клиенты так важны для банка, то, может, стоит завести для них отдельный ресурс в том же Интернете (типа kidsbank.com), а не затаскивать их в офисы банка, где куда интереснее, чем плюшевые игрушки, настоящий банкомат с кнопками и отверстиями, куда можно много чего запихнуть.
Пока многие банки отказываются от офисов в силу утраты их необходимости, «большие рыбы» российского бизнеса пытаются расширить сферу околобанковских услуг. Что впереди, можно фантазировать -- бесплатная вода и сэндвичи для тех, кто провел в очереди более получаса, бесплатная развозка и многое другое…
При этом в конце 2010 года Сбербанк остался единственным банком, на веб-сайте которого практически невозможно найти ближайший офис или банкомат.
Этот факт хорошо иллюстрирует имитационность перемен в крупных российских компаниях. Чуть больше, чем просто смена логотипа. Но значительно меньше, чем необходимо потребителям.
Noblese oblige -- «положение обязывает». И сделано ровно столько, чтобы сохранить это положение. А клиенты? Да куда они денутся! Ведь стоять в очереди стало еще комфортнее!
Сергей Славинский, маркетолог