К началу осени цены на бензин в Петербурге выросли в среднем на 1,5 рубля за литр. Инфляция и рост налогов обещают дальнейшее повышение стоимости топлива.
Мировые цены на нефть с января почти не изменились, но к
ценникам на городских АЗС это имеет лишь отдаленное отношение. Доля самой нефти
в цене бензина ничтожна. Основная нагрузка приходится на отчисления
государству. Поскольку из–за спада экономики кроме как у нефтяников
чиновникам брать деньги негде, ждать, что скрытые налоги на автомобилистов хотя
бы не будут расти, не приходится.
Уже в январе 2010 г. ожидается повышение акцизов на бензин.
Но как это повлияет на цены на АЗС, пока не очень понятно. Масштабы повышения
акцизов обсуждались на заседании правительства РФ в июле. По сообщениям СМИ,
тогда было решено повышать акцизы таким образом, чтобы в 2011 г. подорожание
составило 2 рубля за литр, а в 2012 г. — еще 1 рубль.
Наученные горьким опытом общения с Федеральной
антимонопольной службой, нефтяники отказываются давать какие–либо ценовые
прогнозы. Николай Манвелов, представитель ОАО "Роснефть", коротко отметил, что
цены будут зависеть от рыночной ситуации, а пресс–секретарь "ТНК–ВР" Николай
Горелов более прямо заявил, что не будет говорить на эту тему. В ОАО "Газпром
нефть" просто отказались общаться по телефону. Представитель ОАО "ЛУКОЙЛ"
Владимир Семаков поделился своими наблюдениями: в течение 2010 г. цены на бензин
росли в полном соответствии с динамикой инфляции. "Мы не ждем потрясений на
рынке до конца года", — резюмировал он.
Олег Ашихмин, президент Нефтяного клуба Петербурга,
напоминает об еще одном факторе, который повлияет в ближайшее время на цены. В
следующем году ожидается введение стандарта "Евро–4", обязательного для всех
производителей бензина. Это значит, что российским нефтеперерабатывающим заводам
предстоят многомиллиардные инвестиции в модернизацию. А это так же неизбежно
увеличит нагрузку на покупателей бензина.
Читайте также:
Бензин по 30 рублей сделает пешеходами 25% россиян
Все лето интернет–общественность
обсуждает инициативу чиновников по
включению в цену бензина транспортного налога. Методика пересчета лошадиных сил
в двигателях автомобилей в литры бензина пока не ясна. Оптимисты ждут роста цен
на 0,5 рубля за 1 л, пессимисты — на 1,5 рубля.
Однако, как говорят эксперты петербургского топливного
рынка, прежде чем включать налоги в цену бензина, государству сперва необходимо
искоренить серый рынок топлива. Это особо актуально для Петербурга как крупного
транспортного узла. Дело в том, что десятки тысяч проходящих через город
грузовиков предпочитают заправляться не на обычных заправках, а у неофициальных
заправщиков. Их всех объединяет одно — никаких налогов и акцизов они не платят.
По подсчетам Нефтяного клуба Петербурга, в летний сезон
месячный оборот серого рынка топлива достигает $300 млн против выручки $1,2 млрд
у официальных заправщиков. Такие потери неизбежно сказываются на финансах
нефтетрейдеров, и компенсируют они их за счет наценки на высокооктановые
бензины.
Эксперты информационно–аналитического центра "Кортес" видят
предпосылки для снижения цен на бензин уже в сентябре. Первый их довод таков:
заканчивается сельскохозяйственный сезон, а значит, спрос на топливо падает.
Во–вторых, экспортная пошлина на светлые нефтепродукты с 1 сентября повысилась
на $6,5 за 1 т, до $196,5, а значит, у НПЗ больше резонов отправлять
дополнительные объемы бензина на внутренний рынок. И главное, говорят в
"Кортесе", — цена на нефть с поставкой в сентябре уже упала в России в среднем
на 800 рублей за 1 т.
Агентство "ОйлКапитал" также заметило падение цен на оптовом
рынке с начала сентября: все виды бензина подешевели в среднем на 0,16%. А на
рынках Петербурга и Ленобласти оптовая цена АИ–95 падала на 700 рублей за 1 т
из–за повышения объемов продаж Киришским НПЗ.
Но все эти события слишком малозначительны, чтобы покупатели
бензина почувствовали снижение цен.