Как совершить педагогическую революцию

Сегодня усилия государства во многом разрушают образование, а не помогают ему. Массовые кампании, бесконечные реформы и новые инициативы сверху привели в этой сфере к возрождению двойного стандарта и имитации. По моему глубокому убеждению, образование можно спасти только общественными усилиями. Государство должно оставаться основным источником финансирования, задавать общие рамки, но необходима поддержка сообществ, которые будут выстраивать образование изнутри. Примером могут быть физико-математические школы, предмет гордости СССР, которые были созданы во многом благодаря инициативе довольно узкой группы заинтересованных людей из ВПК, ученых, интеллигенции. И сейчас важно, чтобы основой изменений в образовании стали различные сообщества, чтобы в процессы включились родители, бизнес, негосударственные фонды, и неважно, касается ли это проектов в государственных школах или частных инициатив. В Петербурге существует много инициативных групп, которые, действуя на свой страх и риск, пытаются строить образование. Иногда им удается найти поддержку у бизнеса, но скорее -- нет. Сложность в том, что предприниматели считают эффективность в рублях, PR-эффектах, а настоящее образование -- процесс достаточно долгий, малоэффектный с точки зрения сиюминутного пиара и часто не поддающийся количественному измерению. Хотя, казалось бы, кто, как не бизнесмены, должны понимать, что если рядом с детьми люди, которые чувствуют себя ущемленными, то они передадут свое ощущение жизни детям. Сегодня остро нужны вложения в новое поколение учителей, а то завтра просто некому будет работать в новых красивых школьных зданиях.

Родители, как правило, готовы помочь решать школе задачи «внешние» -- ремонт, мебель, пособия, а важно вкладывать деньги в методическую поддержку учителей, которые сегодня в большинстве своем слабо владеют современными педагогическими методами. Но хороших методистов мало, на городском уровне эта профессия постепенно сворачивается.
В 1984 году в Красноярске на государственном уровне были поддержаны две группы педагогов, работающих с практиками «Развива­ющее обучение» и «Коллективный способ обучения». Средства были выделены на исследования, семинары, конференции, повышение квалификации педагогов. В результате произошла настоящая педагогическая революция. В Красноярске выросло целое поколение успешных людей, которые знают, что такое проект, умеют договариваться, выстраивать командную работу. И уже эти люди начинают изнутри менять систему -- и не только образования, и не только своего края. Сегодня Красноярск можно назвать педагогической столицей нашей страны. А все потому, что 26 лет тому назад там поддержали несколько педагогических сообществ.
Михаил Эпштейн, директор образовательного центра «Участие»