Ипотека растет без строителей

Северо-Западный банк Сбербанка за 2 года увеличил долю на ипотечном рынке Петербурга до 60%. Но, в отличие от покупателей квартир, застройщики за кредитами не торопятся.

За 2 года Сбербанк занял лидирующее положение на ипотечном рынке, теперь каждый второй ипотечный кредит в Петербурге выдает именно он.
Летом 2008 г. доля банка составляла лишь 13%. Занять львиную долю на рынке помогло то, что, в отличие от некоторых других банков, свернувших в кризис свои ипотечные программы, Сбербанк продолжал выдавать кредиты на покупку жилья на первичном и вторичном рынках. За 7 месяцев Северо-Западный банк Сбербанка выдал 5,5 млрд рублей ипотечных кредитов, что на 41% больше, чем в том же полугодии 2009 г. С начала года доля продаж по ипотеке выросла в 2 раза, до 20-50%, говорят застройщики. «У нас доля ипотечных сделок достигает 20%, из них больше половины по кредитам Сбербанка, -- говорит Екатерина Гуртовая, директор по маркетингу «ЮИТ Санкт-Петербург». -- К концу года доля продаж квартир по ипотеке может вырасти до 25%».
Интересно, что, в отличие от покупателей квартир, застройщики за кредитами Сбербанка не спешат.
«Кредитный портфель по жилищному строительству Северо-Западного банка Сбербанка упал на 25-30% по сравнению с докризисным уровнем», -- говорит Сергей Евдокимов, директор управления кредитных продуктов банка.
По его словам, по сравнению с 2009 г. застройщики стали активнее. С начала года в рамках жилищного строительства банк одобрил заявки от застройщиков на 7,5 млрд рублей, что в 2,8 раза больше, чем в январе-июле 2009 г. Но тем не менее объемы кредитования строительства пока не вернулись на докризисный уровень. Количество заявок на кредиты от застройщиков по сравнению с 2008 г. упало в 2-2,5 раза.
Обычно Сбербанк финансирует застройщика и одновременно выдает ипотеку на покупку жилья в его объектах. Так, около 25% ипотеки выдано на покупку жилья, строительство которого прокредитовано банком.
Участие в таких программах -- хорошая реклама для самого застройщика. По словам директора по развитию СК «Темп» Ксении Морковкиной, количество потенциальных покупателей в июне-августе увеличилось в 3,5 раза: клиенты узнали о компании в банке.
Однако застройщики говорят, что даже подобное стимулирование продаж -- недостаточный повод, чтобы брать кредит на новое строительство: ведь доля продаж по ипотеке намного ниже, чем в 2008 г.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты