Эффективный клуб для науки и бизнеса

Автор фото: Итар-Тасс

"Деловой Петербург" запускает очередной клубный проект "Энергоэффективность". Этот клуб объединит на своей площадке тех, кто заинтересован в продвижении инновационных разработок в сфере энерго и ресурсоэффективности.

Формат клуба, организатором которого выступает коммуникативное агентство DPMedia, предполагает регулярные встречи в формате круглых столов, конференций, а также специализированную информационную рубрику "Энергоэффективность" на сайте dp.ru.
Тема инноваций и рационального использования ресурсов становится все актуальней для бизнеса, к тому же, по этим направлениям уже запущен ряд госпрограмм. Именно поэтому "ДП" выделяет эти тренды в своей информационной политике и будет всячески их поддерживать.
Одним из первых клубных мероприятий стал круглый стол на тему "Кооперация в области трансфера инновационных технологий между Россией и Евросоюзом в сфере энергоэффективности", проведенный в редакции "ДП" агентством DPMedia совместно с ТПП СПб. Сомодераторами дискуссии выступили редактор "ДП" Роман Романюк и заместитель председателя совета ТПП СПб Сергей Цыбуков.
Сергей Цыбуков, генеральный директор "НПО по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды"", заместитель председателя совета ТПП СПб: Данная встреча организована в преддверии Петербургского международного инновационного форума (ПМИИФ-2010), который пройдет осенью этого года. Еще месяц назад на саммите Евросоюза в Брюсселе европейцы четко обозначили, что они готовы работать с Россией области энергетики и транспорта.
Мы хотим нащупать нерв, обсудив с вами, что нас интересует, как применить инновации и как перейти от разговора к делу. Мы сможем стать тем костяком, который через два с половиной месяца, пригласив кого-то еще, сможет принять конкретные решения во время инновационной недели. Задача подобных встреч перед форумом — сформировать рабочую группу, в которую войдут как заказчики, так и разработчики новейших технологий. Будем искать пути кооперации и предлагают конкретные схемы сотрудничества.
Елена Нефедова, заместитель директора по производству ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга": ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" выступает в роли заказчика технологий, и как постановщик задач сталкивается с рядом проблем. К примеру, сейчас наша компания интересуется полимерными покрытиями. Мы готовим договор о сотрудничестве с "Институтом полимеров", причем в рамках договора мы предоставляем площадки для апробации данной технологии, и полученный результат потом обсуждается более широким кругом специалистов с вынесением экспертной оценки.
И здесь встает вопрос: как определить круг экспертов и сформировать критерии, по которым будут оцениваться технология? Как правило, решающим фактором становится цена и её окупаемость, но ведь этот критерий отнюдь не является главным.
Экспертная оценка — одна из тонких категорий, и в рамках договора с институтом мы будем привлекать в том числе научные подразделения и учреждения города, мы попытаемся развить систему экспертных оценок. Стандартизация критериев, полагаю, нужна всем.
Ирина Дариенко, генеральный директор ООО "Институт полимеров": Стране как никогда нужен консенсус между фундаментальной и прикладной наукой, и сегодня мы вынуждены признать: в России его нет. Решить эту проблему должны кластеры с привлечением людей из разных отраслей. Работа в кластере помогает избавиться от зашорености, сотрудничество с людьми, имеющими разный угол зрения на проблему, помогает найти инновационное решение, которое может быть применено одновременно в нескольких отраслях.
Так произошло с "РЖД" и "Водоканалом". Вначале совместно с ФГУП ЦНИИ "Прометей" была разработана технология напыления полимерных композиций для защиты стенок вагона от примерзания грузов, а потом мы поняли, что эту технологию можно применить и для покрытия труб. К счастью и "РЖД", и "Водоканал" предоставили базу, на которой можно протестировать инновационное решение. С моей точки зрения, тесное сотрудничество иногда не связанных между собою специальностей дает хорошие результаты. Наш опыт работы с ФТИ им. Йоффе, ФГУП ЦНИИ "Прометей", "Ленгипротранс" и "ПГУПС" показывает, что когда мы вместе объединяемся, то в начале ругаемся, потому что говорим на разных языках, но потом начинается работа.
Согласна, необходимы критерии оценки, которые будут учитываться при написании технического задания. Как правило, заказчики говорят: "А я хочу, чтобы было вот так!" Но без указания конкретных критериев, выполнить поставленную задачу сложно.
Вячеслав Рыбкин, генеральный директор "Ленгипротранс": Каким образом оценить эффективность инноваций? Мы как в том анекдоте, где руководитель сомневался, зная, что у него сто советников, и точно один из них прав, но не знал, кто.
Сегодня утром обсуждали с одним академиком из советского прошлого, что нужно отходить от принципов конкурсов, аукционов на понижение цены, потому что это не может быть эффективно. Дискутируя с нашими экспертами, пришли к однозначному выводу: либо ты хорошо хранишь все свои секреты ноу-хау либо ты их быстро внедряешь, и пришли к циничному выводу — или ты быстрый или ты мертвый, как пешеход, который не успел перейти дорогу.
Мы выстраиваем отношения с действительными носителями знаний, благодаря чему вырабатываем некий инновационный продукт. Но какой эффект принесет выработанная технология? Будет ли это дорого прямо сейчас или даст эффект, который потом повлечет намного больше выгоды? Оценить инновационный продукт крайне сложно.
Наша компания занимается проблемой высокоскоростного движения. Разрабатывая проект "Сапсан" в тандеме с немецкой стороной, мы приобрели совместный опыт и решили не останавливаться на достигнутом. Недавно выиграли конкурс на проектирование депо метрополитена и имеем здоровые амбиции насчет этого проекта. Также сотрудничаем с финскими железными дорогами, разрабатывая скоростной путь Санкт-Петербург-Хельсинки.
Но кто оценит все эти проекты? Только мы как эксперты и сможем оценить свою работу, либо путем создания специальных СРО. "Ленгипротранс" расширил научно-технический совет, в который приглашает всех со своей проблематикой, мы открыты для общения.
Светлана Козлова, генеральный директор ООО "Завод по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды": На базе нашего завода создан полимерный кластер. В кооперационную сеть по созданию светодиодных изделий и приборов на базе единой технологической платформы объединяются несколько организаций разной сферы деятельности: институты, в их числе "СПбГУ ИТМО", предприятия, разрабатывающие программное обеспечение, и заводы, обладающие уникальным оборудованием и квалифицированным персоналом. Объединившись все вместе, мы можем создавать уникальный инновационный продукт в два раза быстрее и по стоимости как минимум на треть меньше. В создании такой кооперационной сети заинтересованы все участники технологической цепочки, а в конечном итоге выигрывает потребитель.
Николай Тойвенен, проректор по развитию проектной деятельности "СПбГУ ИТМО": "Первый критерий оценки новых решений — качество жизни населения: вырастает ли оно от внедрения инновации или нет. Второй — добавленная стоимость.
Развитие инноваций в высшей школе имеет свои проблемы. Сегодня университет должен на каждый рубль бюджетного финансирования показать привлеченные компании и созданные рабочие места, которые приведут к появлению прослойки среднего и малого бизнеса. Таким образом решается главная задача— трансфер интеллектуальной собственности, которая у нас накоплена еще с советских времен и которую сегодня мы пытаемся коммерциализировать. Бессмысленны призывы дать больше денег на науку, если мы не умеем извлекать из нее прибыль.
Бизнес имеет заказ на определенную технологию, мы имеем научные возможности и пинок сверху, который обещает урезать финансирование, если мы не покажем результаты. Устанавливая контакт с бизнесом, мы выигрываем по всем параметрам: показываем трансфер технологий, а также повышаем уровень и качество преподавания. Не секрет, что предметы по телекоммуникации преподают по учебникам 20-летнй давности. С другой стороны, мы даем студентам уверенность в трудоустройстве.
Как пример, мы сотрудничаем с заводом пластмасс им. Комсомольской правды, которому необходимы пресс-формы для светильников. Конкретный заказ, который университет в силах выполнить. Надеемся, что к концу году сможем предоставить технологию разработки пресс-форм, причем это действительно энергосберегающий продукт, позволяющий выйти на хороший рынок.
Узкое место в России в развитии инновации — даже не законодательные вопросы (понятно, что они плохие), не отсутствие финансов (они на самом деле есть), проблема в косности мышления, которое проявляется с двух сторон. В высшей школе ждут, что им дадут большие деньги, на которые они что-то сделают, а бизнес действует, как халиф на час: требует от вуза технологий, толком не понимая, что нужно. Высшая школа отвечает бизнесу: "Ребята, давай мы с вами установим стратегические отношения, вы нам скажите, в каком направлении работать, и что понадобится в ближайшее время". Университеты тоже могут встать в позу и сказать, что бизнес им не нужен, а главная задача — студентов готовить. И вся политика модернизации провалится. Нам нужен триумвират: власть-бизнес-высшая школа, где каждый равен друг другу.
Максим Долгополов, председатель совета директоров Западно-Европейского финансового союза "Зефс": Конечно, в вопросах инновационных идей, необходима связка: наука, государство и бизнес, но пока это топтание на месте. Сейчас на уровне ряда государственных институтов есть воля к работе — тому пример создание инновационного центра "Сколково", мы видим, сколько внимания ему уделяется со стороны правительства. Инновационная система в стране заработает, если это будет выгодно всем. Хотя некоторые проекты, курируемые нашей компаний, уходят на Запад, все же главной нашей задачей остается вывести Россию по внедрению инноваций на уровень передовых стран.
Для этого мы создаем не просто бизнес-инкубатор, помогающий развивать коммерчески интересные идеи или инвестиционный фонд, выдающий грант на высокотехнологичные проекты. Мы создаем инновационный фонд, который соединит все лучшее от перечисленных институтов и создаст превосходящий ожидания эффект. В октябре планируем запустить конкурс на лучшую бизнес-идею в сфере IT-, нано- и энерготехнологий. Призовой фонд будет достаточно большим.
Максим Титов, руководитель программы по стимулированию инвестиций в энергосбережение корпорации IFC: Наша компания помогаем малым и средним промышленным предприятиям финансировать проекты по энергоэффективности, в основном это замена производственного оборудования. За пять лет работы в России мы профинансировали проекты по энергоэффективности на 150 млн долларов, при этом столкнулись с некоторыми проблемами.
Предприятия не знают о существовании новых технологий. Директор завода нам говорит: "Хочу построить новую котельную, но моему уважаемому энергетику на пенсию завтра, он в жизни не ездил в Германию, не знает немецкого языка, помогите нам выбрать современное технологическое решение". Так на юге России фабрика по производству подсолнечного масла выплачивала ежегодно экологические штрафы по 600 тыс. долларов, чтобы избавиться от шелухи подсолнечника, хотя их проблему решил котел по сжиганию отходов за 1 млн долларов.
Отсутствует финансовая грамотность. Часто руководитель предприятия оказывается плохим финансистом, который не понимает, что проект может окупиться за счет энергосбережения и энергоэффективности оборудования.
Не имеют мотивацию экономить ресурсы работники предприятий. Например, забота главного инженера — чтобы конвейер работал, а эффективно ли он работает — для него вопрос второстепенный.
Однажды мы оценивали замену компрессоров на одном из предприятий. Мало того, что компрессоры были выпущены в 1973, так еще и инфраструктура не менялась с этого же времени. "Какой процент потери ресурса в сетях?", — задаем мы вопрос специалистам. "Какие потери? Да нет потерь!" — отвечают они. После установки счетчика оказалось, что из-за ветхой инфраструктуры теряется 38% ресурса, получается, что две машины работают вхолостую. Мало просто купить новую красивую железяку, в деле энергоэффективности нужен системный подход.
Марина Беккер, ассистент руководителя проекта RUSEFF: Когда наши специалисты приезжают на предприятие, они всегда начинают с проверки инфраструктуры, причем каждый раз, как в школе, они вынуждены объяснять людям, что энергоэффективность несет предприятию сбережение средств. Но многие все равно не верят. На финансирование мероприятий по энергоэффективности в России в рамках нашей программы предусмотрены 300 млн долларов, кредиты выдаются через банки, которые определяют свою ставку. Со своей стороны мы проводим независимую экспертизу.
В европейских странах в отличие от России обновление инфраструктуры происходит постоянно. Положено в Германии через 15 лет поменять сети, значит через 14, 5 сети будут уже новые. Причем в Европе оборудование обновляют не только в целях энергосбережения, но и под знаком улучшения качества продукции.
Елена Ткаченко, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента "СПбГУЭФ" (ФИНЭК): Постоянно слышны рассуждения на тему: нужны ли нам кластеры, будут ли у нас кластеры? Кластеры в российской экономике есть, и хотим или не хотим мы этого признавать, но они существуют. Сегодня кластеры являются основой развития региональной экономики, они позволяют повысить конкурентоспособность и выживаемость предприятия, поэтому рассуждать о том, будут у нас кластеры или не будут нелепо.
Полгода назад у нас состоялся семинар с немецким университетом Fraunhofer-Institute for Production Systems and Design Technology-IPK, посвященный проблемам энергоэффективности и ресурсоснабжения. Нам долго рассказывали о системе энергетического аудита, который существует в Германии, о программе поддержки при внедрении энергоэффективных технологий, которая реализуется на уровне всей страны более 20 лет. Мы задали вопрос: "Какое количество предприятий после такой длительной работы используют энергоэффективные технологии?" "2,6 % за 20 лет", — последовал шокирующий ответ. В России, по оценкам специалистов, на текущий момент энергоэффективные технологии используют 0,6 % предприятий без всякой господдержки, то есть мотивации к энергосбережению везде низкая.
Часто внедрение энергосберегающих технологий на словах выглядит весьма привлекательным, но расчеты показывают, что эти технологии не окупаются, либо окупаются очень медленно. Далеко не все предприятия могут перейти на энергоэффективные технологии без государственной поддержки. Есть заводы, где у станков 1887 года паровой привод поменяли на электрический, и они продолжают работать. Штампует без перебоев, так зачем менять? С учетом того, что у нас творится в общем отношении к энергетике, надо менять системный подход на государственном уровне, надо менять мышление, а не на примере отдельного предприятия показывать, как выгодно применять энергоэффективные технологии.
В сложившейся экономической ситуации без определенной политической воли беречь и эффективно использовать ресурсы сложно. Политическая воля была продемонстрирована известным федеральным законом об энергосбережении, но никакие финансы на поддержку этой воли пока не заявили, поэтому реализовать программу энергоэффективности, на мой взгляд, будет затруднительно.
Агентство DPMedia готовит программу мероприятий клуба "Энергоэффективность" до конца 2010 года и предлагает всем сторонам принять участие в этой работе. Свои идеи и предложения отправляйте по адресу dpmedia@dp.ru.