Александр Павлов, директор Северо-Западного филиала X5 Retail Group, о том, как новым поставщикам пробиться в торговые сети, преимуществе накопительных карт и планах развития компании на Северо-Западе.
Конечно же, наибольший удельный вес имеет сеть "Пятерочка".
Так, по итогам первого полугодия 2010 года чистая розничная выручка Х5
составила 155,5 млрд рублей, из них 87,5 млрд рублей приходится на формат
дискаунтеров.
Связано это и с большим количеством торговых объектов этого формата и с той ценовой политикой, которую мы проводим в них, и с тем очень позитивным отношением покупателей, которое сформировалось за годы существования сети.
Связано это и с большим количеством торговых объектов этого формата и с той ценовой политикой, которую мы проводим в них, и с тем очень позитивным отношением покупателей, которое сформировалось за годы существования сети.
- Не так давно вы заявили о планах активного развития на
Северо-Западе сети "Пятерочка". А какие планы на счет других ваших сетей?
Развитию "Пятерочки" мы уделяем приоритетное внимание. Это
самый успешный и востребованный покупателями формат. Но мы прекрасно понимаем,
что на Северо-Западе также имеется достаточно большое количество потенциальных
покупателей супермаркетов "Перекресток" и гипермаркетов "Карусель".
Однако, найти площади, которые бы удовлетворяли наши требования для открытия
таких магазинов очень не просто. Так что если у вас есть на примете подходящие
объекты, сообщайте и получите за это премию. Кстати, в Х5 действует программа
премирования сотрудников, сообщивших о подходящей площади для открытия, в
случае, если там действительно будет открыт магазин.
Мы очень гибкая компания и готовы инвестировать средства в открытие всех форматов, которых не было в плане на этот год, в случае если будут найдены интересные помещения или земельные участки.
Мы очень гибкая компания и готовы инвестировать средства в открытие всех форматов, которых не было в плане на этот год, в случае если будут найдены интересные помещения или земельные участки.
Читайте также:
"Деловой Петербург". Глава Северного дивизиона сети...
- Вы согласны с тем, что Петербург – город дискаунтеров и в элитном
сегменте нет смысла развивать магазины?
Я не согласен с тем, что Петербург – город дискаунтеров. В
том классическом виде, в котором они существуют на западе - с ассортиментной
матрицей в 800 наименований, из которых 90% - частные марки, в Санкт-Петербурге
их нет вообще. Например, "Пятерочка" придерживается ценовой политики
дискаунтеров, но предлагает более широкий ассортимент.
Существуют разные слои населения и элитный сегмент тоже нужен. Но в Петербурге сложилась ситуация, когда многие товары элитного сегмента можно купить в супермаркетах и гипермаркетах. И возможно, поэтому узконаправленные элитные магазины оказываются в проигрыше. Стоит ли их развивать? Думаю, что стоит. Но работать с ассортиментом и покупателями такого магазина – это высший пилотаж.
Существуют разные слои населения и элитный сегмент тоже нужен. Но в Петербурге сложилась ситуация, когда многие товары элитного сегмента можно купить в супермаркетах и гипермаркетах. И возможно, поэтому узконаправленные элитные магазины оказываются в проигрыше. Стоит ли их развивать? Думаю, что стоит. Но работать с ассортиментом и покупателями такого магазина – это высший пилотаж.
- В каких районах вы планируете свое развитие на Северо-Западе? В
Петербурге планируете в каких-то районах города закрыть, а в других открыть
магазины?
Мы развиваемся, и будем развиваться в регионах своего присутствия
- это Ленинградская, Псковская, Новгородская области и резервы развития
в там еще достаточно велики.
В Петербурге в настоящее время ротацию не планируем, так как все магазины эффективны. С собственниками помещений, у которых были непомерно завышенные запросы, мы расстались еще в прошлом году.
В Петербурге в настоящее время ротацию не планируем, так как все магазины эффективны. С собственниками помещений, у которых были непомерно завышенные запросы, мы расстались еще в прошлом году.
- На ваш взгляд, будет ли насыщен продуктовыми сетями центр
города (например, в формате мини-маркетов или дискаунтеров) или удел центра
города – торговля в формате "магазин у дома"?
Конечно, сети будут в центре! Ведь по Закону о торговле сеть
– это даже два магазина под одним названием или принадлежащих одному
собственнику. Ну, а если серьезно, то в центре города, к сожалению, очень мало
больших помещений.
Магазины шаговой доступности, то есть несетевые, в ближайшее время будут развиваться в центре, так как пока конкуренция с сетями там гораздо ниже. Выиграют ли от этого жители центра? Конечно! Появятся магазины рядом с домом. Но есть минус. Известно, что цены в этих магазинах выше, чем у крупных сетей.
Магазины шаговой доступности, то есть несетевые, в ближайшее время будут развиваться в центре, так как пока конкуренция с сетями там гораздо ниже. Выиграют ли от этого жители центра? Конечно! Появятся магазины рядом с домом. Но есть минус. Известно, что цены в этих магазинах выше, чем у крупных сетей.
- В сети "Карусель" вы перешли от дисконтных карт к накопительным. Виден ли очевидный эффект после перехода? И можно ли сказать, что покупатели больше любят подарки, чем скидки?
Переход от дисконтных карт к накопительным – это шаг вперед в
развитии бизнеса. Только на первый взгляд кажется, что явная скидка
интереснее, чем накопительная система. С нашей накопительной картой покупатель
имеет возможность получить скидку на тот товар, и именно тогда, когда ему это
необходимо. А так как в нашей программе предусмотрена еще и индивидуальная
работа с покупателями, то конечно за этим будущее. Скидка уравнивает всех, а
каждый наш покупатель индивидуален. Что касается эффекта, аналогичная программа
лояльности действует с 2006 года в другой нашей сети – "Перекресток". В этих
магазинах сумма среднего чека по картам лояльности на 50-60% выше, чем у
покупателей без карт. Это показательный результат. Кроме того, накопительная
программа, которую мы внедрили, построена на самых современных технологиях и
является инструментом, позволяющим "слушать" покупателей, точнее понимать их и
совершенствовать наш бизнес, делать его все более и более
клиентоориентированным. Кстати, до конца 2011 года мы планирует открыть
интернет-магазин уникальных товаров, которые смогут приобретать только владельцы
"Волшебной карты" за баллы.
- Как чувствует себя рынок торговой недвижимости? Проще ли стало
найти подходящие помещения под магазины? Проще ли договориться с собственником
на подходящих вам условиях?
После ценового угара рынок протрезвел. Собственники стали
адекватнее оценивать стоимость своих помещений, начали разбираться и в трафике и
среднем чеке. Экономика встала во главу угла и сменила эмоции, на которых раньше
работали многие собственники. И это, пожалуй, одна из главных заслуг
кризиса.
Помещений точно не стало больше. И поэтому для того, чтобы использовать существующие предложения мы разработали формат "Пятерочка-мини". Это магазины площадь которых в два-три раза меньше стандартных дискаунтеров, и уже открыли несколько таких магазинов на Северо-Западе.
Кроме того, не так давно мы возобновили программу собственного строительства, которая была заморожена более полутора лет, поэтому в настоящее время мы рассматриваем предложения о покупке земли или строящихся объектов: мы готовы и сами строить и выступать партнерами строительства.
Помещений точно не стало больше. И поэтому для того, чтобы использовать существующие предложения мы разработали формат "Пятерочка-мини". Это магазины площадь которых в два-три раза меньше стандартных дискаунтеров, и уже открыли несколько таких магазинов на Северо-Западе.
Кроме того, не так давно мы возобновили программу собственного строительства, которая была заморожена более полутора лет, поэтому в настоящее время мы рассматриваем предложения о покупке земли или строящихся объектов: мы готовы и сами строить и выступать партнерами строительства.
- Некоторые поставщики товаров сетуют на то, что в некоторые сети
очень сложно попасть и у них уходит несколько лет на то, чтобы представить свой
ассортимент в какой-нибудь торговой сети. Что можно посоветовать таким
поставщикам?
Главный совет поставщикам и инвесторам – это инвестировать в новые
товары. Поставщик, который предлагает еще одну вариацию, на тему уже
имеющегося у нас товара, практически обречен. Чем он может привлечь покупателей
и нас? Только ценой! А снижать цену в ущерб качеству до бесконечности
невозможно. Вот и ходит он несколько лет в сети, а товар то его не нужен!
Причем никому!
С этого года в нашей компании введена система тендерного отбора поставщиков, и этим летом мы планируем запустить собственную площадку для проведения электронных торгов для более эффективной работы с контрагентами. Условия участия в них публичны и размещаются на официальном сайте компании. В тендере может принять участие любой поставщик, и если он в состоянии выполнить условие технического задания, то его товар попадет к нам на полки.
С этого года в нашей компании введена система тендерного отбора поставщиков, и этим летом мы планируем запустить собственную площадку для проведения электронных торгов для более эффективной работы с контрагентами. Условия участия в них публичны и размещаются на официальном сайте компании. В тендере может принять участие любой поставщик, и если он в состоянии выполнить условие технического задания, то его товар попадет к нам на полки.
- Каков ваш прогноз развития рынка ретейла на ближайшие пару лет?
Абсолютно точно, что розничная торговля будет расти. Сетевая
розница - это тот формат торговли, который без государственных субсидий
продолжает развиваться и предоставлять рабочие места огромному количеству
жителей нашей страны. Даже в Петербурге, при том уровне конкуренции, которая
существует, сетевая розница не будет останавливаться. Единичные магазины,
торгующие ассортиментом, повторяющим ассортимент ритейлеров, но в силу
объективных причин с ценой на 30-70% выше, чем в сети, вряд ли будут
востребованы. И очень велика вероятность того, что собственники отдельных
магазинов будут находить свои ниши, а в дальнейшем, для снижения издержек,
объединяться в сети.
В течение ближайших лет наша компания планирует охватить весь Северо-Западный федеральный округ, так как мы очень заинтересованы в том, чтобы наши магазины были представлены в каждом населенном пункте региона.
В течение ближайших лет наша компания планирует охватить весь Северо-Западный федеральный округ, так как мы очень заинтересованы в том, чтобы наши магазины были представлены в каждом населенном пункте региона.