Вместо ржавого пояса

В 1990-е годы этот небольшой райцентр в 3 часах езды от Петербурга вполне можно было причислить к депрессивному ржавому поясу. Тогда Тихвин вполне можно было считать моногородом, ведь почти 20 тыс. из 60-70 тыс. его жителей работали в советское время на заводе «Трансмаш», который выпускал две трети компонентной базы для Кировского завода в Ленинграде. В начале 1990-х «Трансмаш» развалился на мелкие предприятия, положение на которых с каждым годом становилось все хуже. Население города за постсоветское время уменьшилось на 15%, по официальной статистике, но реальные потери были гораздо больше, ведь многие тихвинцы и сейчас лишь прописаны у себя дома, а живут, работают и, самое главное, тратят свои деньги в Петербурге. Это мешает развитию исторической части города с его оригинальной деревянной застройкой. Некоторые дома в центре выглядят бесхозными, но сделать ничего нельзя, ведь их формальные хозяева давно уехали.

В местной газете -- большой репортаж о том, как госинспектор по дорожному надзору капитан милиции Руслан Королев производит замеры ям и выбоин на проезжей части в разных точках города. В своей современной части Тихвин выглядел бы как типичный райцентр с разбитыми дорогами и облупившимися фасадами хрущевских и брежневских многоэтажек, если бы не множество спешащих куда-то людей и обилие женщин с колясками.
Сегодняшний Тихвин явно переживает беби-бум, его улицы вполне можно назвать оживленными, а местные предприятия принадлежат к самым различным отраслям: машиностроительный завод «Титран-экспресс», Тихвинский ферросплавный завод, «Сведвуд» (деревообрабатывающее предприятие, контролируется Ikea), «Комацо», совместное с немцами предприятие, выпускающее белье, и, наконец, группа «ИСТ» строит здесь предприятие стоимостью более $1 млрд -- Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ).
«Тихвин никак не назовешь депрессивным», -- уверен Олег Меньшиков, исполнительный директор ТВСЗ. На доске в офисе Олега Меньшикова мелом нарисована схема ипотеки, на стенах развешаны генплан строящегося завода и подробные схемы заводских корпусов, на столике в приемной -- Harvard Business Review.
Руководитель ТВСЗ уверен в том, что продукция его завода найдет спрос даже в кризисные времена: «Все вагонные предприятия на территории РФ, Украины и других стран СНГ сейчас работают с полной загрузкой. Ведь почти половина российского вагонного парка находится за гранью ресурса, эти вагоны перебегали свой срок и требуют замены. Это формирует огромный спрос. К нам уже приезжают потенциальные покупатели и спрашивают: «Когда же вы запустите предприятие?»
Перспективы с крыши
Тихвинский вагоностроительный располагается на 50 га территории бывшего «Трансмаша». У проходной -- стенд «Честь и слава человеку труда» с совершенно выцветшими фотографиями советского времени и стенд «История твоего завода». Биография на стенде выглядит гладкой: родился в 1963 году, назвали «Центролитом», в 1967-м -- первая плавка стали, с 1968-го -- филиал Кировского завода, в 1993-м -- первые спецмашины, в 1999-м -- выпуск российского высокоскоростного поезда «Сокол».
Десять лет назад территорию выкупила группа компаний «ИСТ», которую возглавляет петербургский предприниматель Александр Несис. Около 1 тыс. человек работают здесь на одном из предприятий группы «ИСТ» -- заводе «Титран-Экспресс», который выпускает тележки для пассажирских вагонов и гусеницы для танков.
Сегодня у предприятия припарковано довольно много машин. Судя по моделям, среди которых большинство Hyundai, Renault и Ford (но встречаются и Audi), зарабатывают здесь неплохо. Опершись на стенку, на корточках сидят люди -- пришли устраиваться на работу. На двери объявление: «Ахрорджон Абдурахманович Б. потерял паспорт. Кто найдет, награждается. Звоните по этому телефону». Мы поднимаемся на крышу здания заводоуправления, откуда открывается перспектива. Красивые коробочки вагоностроительного и литейного корпусов уже по­строены, ведутся внутренние работы. «Первым мы запускаем вагоносборочное производство в начале 2011 года, литейное производство -- во II квартале. Вот там расположен «Титран-Экспресс», а в той стороне -- Тихвинский ферро­сплавный завод, -- показывает Олег Меньшиков. -- Это бывший проект группы «ИСТ», который мы продали «Мечелу». Есть еще резерв, территория, которая пока не используется».
Квартиры и икона
Многих из тех, кто приехал на ТВСЗ, привлекает возможность получить жилье по льготной ипотечной программе. При этом сотрудники могут участвовать в федеральной программе «Переезд» Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, то есть получить кредит под залог квартиры по прежнему месту жительства, которую можно продать в течение 2 лет.
В Тихвине развернута масштабная стройка домов, которую ведут среди прочих компаний петербургские «Евромонолит» и «Трест-36». Работа на стройках идет во всю, более 2 тыс. квартир общей площадью 126 тыс. м2 начнут сдавать очередями, начиная с конца года. Для Тихвина возводимые группой «ИСТ» дома означают примерно то же самое, как если бы в Петербурге по­строили целиком еще один Приморский район.
«Такое предприятие, как наше, привлекает огромное количество бизнесов вокруг себя, и я уверен, через 5 лет мы не узнаем город -- в хорошем смысле этого слова», -- считает Олег Меньшиков.
Но город не узнать уже с тех пор, как 6 лет назад сюда была возвращена одна из самых почитаемых икон в православии -- Тихвинская икона Божией Матери. В Успенском мужском монастыре рассказывают, что икона явилась чудесным образом на берегу реки Тихвинки 9 июля 1383 года. На этом месте затем появился сначала монастырь, а потом и город. До возвращения иконы из Чикаго автобусы с паломниками приезжали в монастырь 1-2 раз в год, говорит благочинный Богородичного Успенского мужского монастыря иеромонах Александр (Зайцев). Сейчас число паломников выросло в десятки, если не сотни раз. Приезжают и обычные люди, и высокопоставленные чиновники. Была здесь и губернатор Валентина Матвиенко, которую недавно, как известно, единороссы собрались выдвигать на третий срок. «Люди приезжают, чтобы попросить что-нибудь у иконы -- и многие получают», -- говорит иеромонах Александр.
Иеромонах объясняет происходящие в городе позитивные перемены повышением самооценки тихвинцев: «Город себя чувствует центром -- центром паломническим, центром духовным. А когда сам к себе относишься с большим уважением, это, естественно, преображает и внешность».
Правда, по его словам, с момента появления иконы в храме не стало больше жителей Тихвина. «Продолжают ходить те тихвинцы, которые сюда ходили, когда не было иконы, -- говорит Александр. -- Ощущается некая прохладца по отношению к святыне, потому что она рядом -- и люди привыкают. Рассуждают так: святыня -- это хорошо, люди поедут, можно кафе открыть или магазин. И это тоже хорошо, все правильно, инфраструктура налаживается».
Если духовные запросы тихвинцев в последние годы удовлетворяются, то с культурой и досугом в городе по-прежнему проблемы. В самой большой группе «Вконтакте», посвященной Тихвину, был проведен опрос, чего в городе не хватает. Безусловным лидером стало мнение, что горожанам не хватает кинотеатра, на втором месте -- дорог, на третьем -- ночного клуба.
Глава Тихвинского городского поселения Игорь Фомин уверен в том, что проблема с организацией досуга -- одна из главных причин утечки мозгов из города: «Конечно, для тех, кто увлекается охотой и рыбалкой, здесь идеальные условия. Но молодежь уезжает в Питер за развлечениями, ведь в Тихвине нет кинотеатра, нормальной дискотеки».
Впрочем, по словам Игоря Фомина, к концу этого года здесь запустят аквапарк, а в следующем в строй вернется Дворец культуры, где будут современные кинотеатр и концертный зал.
Мы беседуем с Игорем Фоминым в его директорском кабинете на заводе «Комацо», ведь посты главы Тихвинского городского поселения и Тихвинского муниципального района Ленинградской области, которые совмещает Игорь Фомин, не освобожденные. Завод, который на две трети принадлежит немцам, входит в десятку крупнейших налогоплательщиков Тихвинского района и является, по словам Игоря Фомина, одним из самых передовых текстильных предприятий России. Ко всему прочему, Игорь Фомин -- секретарь местного отделения партии «Единая Россия». В 2000 году он был награжден грамотой губернатора Ленинградской области «Человек слова и дела».
Борьба за персонал
Сын капитана дальнего плавания, семья которого переехала сюда из Мурманска, Игорь Фомин считает, что сотни новых квартир помогут задержать в городе молодежь, ведь в Питере почти все их деньги уходят на оплату жилья: «Здесь практически ничего не строилось за последние 20 лет». Правда, Игорь Фомин с некоторой настороженностью относится к влиянию нового работодателя, самого крупного в городе, на рынок труда. «Некоторые люди будут наверняка узнавать, сколько там платят, -- говорит Игорь Фомин и резюмирует: -- Борьба будет между существующими предприятиями за этот персонал».
Самые насущные проблемы у Тихвина те же, что и у тысяч других городов по всей России. Это теплоснабжение, ЖКХ, дороги. «Отапливает город старая котельная на территории завода, оборудование еще 1960-1970-х годов. Сейчас строим новую, но из-за кризиса вышла задержка, -- рассказывает Игорь Фомин. -- Качество воды повышается, совместно со скандинавами финансируются новые очистные сооружения на 300 млн рублей. Ну, а третья проблема -- дороги. Это ямы и дыры. Но они по всей стране такие, Тихвину можно по­ставить четыре с минусом». Корень проблем, по мнению Игоря Фомина, -- в налоговой системе, которая построена так, что на муниципальном уровне налогов остается немного, и все они трудно собираемые.
«Самый собираемый налог -- НДС -- уходит в федеральный бюджет, -- сетует Игорь Фомин. -- Налог на прибыль нам почти не достается. Реально нам достается земельный налог, транспортный, часть налога на имущество юридических лиц. Даже от подоходного налога (НДФЛ) поселению достается лишь десятая часть, да четверть идет в район. Налог на имущество физлиц остается полностью, но вы сами знаете, какие там копейки, к тому же налог трудно администрируется. Здесь проблема в системе. Какой смысл НДФЛ делить на три части? Непонятно. Кроме того, нужна стабильность в налоговой базе. Нужно создать справедливые правила распределения налогов по бюджетам всех уровней и не менять эти правила хотя бы 10 лет. Можно ввести и целевое использование налогов: например, транспортный налог собрали -- отчитайтесь, куда истратили. Но для этого надо бюджетное законодательство менять».
Игорь Фомин не ждет фантастических налоговых по­ступлений от вагоностроителей, но уверен, что запуск завода приведет к расцвету малого бизнеса, который платит или вмененный налог, или налог по упрощенной схеме. «Самое смешное, что именно малое предпринимательство при нашей системе может давать хороший доход в местный бюджет, -- говорит Олег Фомин. -- Не удивлюсь, если налоговые поступления в местный бюджет от развития малого бизнеса будут не меньше тех сумм, которые будет платить ТВСЗ».
Городской голова считает, что потенциал чудотворной иконы используется городом пока неэффективно. «Паломники приезжают, как правило, в пятницу-субботу, только на 1 день, -- говорит Игорь Фомин. -- Пока это все не так, как хотелось бы городу. Конечно, имея такую икону, можно было бы большего достигать».
Тихвин занимает одно из первых мест в области по числу голосующих за партию власти. «В прошлые выборы в горсовет по партийному списку «Единой России» прошли 18 кандидатов из 22, а еще трое шли не по списку, но они тоже сочувствующие», -- говорит Игорь Фомин. Один из главных критиков власти -- председатель Общественного совета Людмила Микушева, преподаватель истории и философии в Тихвинском гуманитарном техникуме. Впрочем, в последнее время власть, по ее словам, реагирует на критику, а вот менталитет многих горожан изменить гораздо труднее.
Иеромонах Александр согласен с тем, что главные проблемы -- у людей в головах. «Сознание человека очень трудно перестроить извне, -- говорит благочинный. -- Но если человек не захочет, никакое чудо его не перестроит. Никакое!»