Экс–главный редактор LiveJournal, глава компании Social Insight Андрей Подшибякин в интервью "Деловому Петербургу" рассказал о том, почему блогосферу невозможно "купить или приватизировать", а в России до сих пор нет штуки, аналогичной Twitter.
О блогосфере Андрей знает не понаслышке. В прошлом он был
главным редактором LiveJournal, а сейчас выпустил книгу "По живому. 1999–2009.
LiveJournal в России".
"ДП": Что было важнее при появлении ЖЖ в России —
коммерческая или идеалистическая составляющая?
Андрей Подшибякин: При появлении ЖЖ в России никакой
коммерческой составляющей не было и быть не могло: на момент появления первых
русских блогов LiveJournal был личным некоммерческим проектом калифорнийского
студента Брэда Фицпатрика. Вся монетизация началась существенно позже.
"ДП": Какое событие для вас стало показателем того, что
блогеры могут заставить себя услышать?
Читайте также:
Павел Астахов завел блог на Twitter
Первые признаки этого стали заметны в ЖЖ во время военного
конфликта с Грузией в 2008 году: сообщения блогеров из зоны боев активно
цитировались СМИ. Другое дело, что проверить правдивость этих записей тогда было
трудно, да и сейчас не очень возможно. Окончательная легитимизация ЖЖ в
общественном сознании произошла в апреле 2009 года, когда официальный блог завел
президент РФ Дмитрий Медведев.
"ДП": Каких людей вы бы включили в топ влиятельных авторов
ЖЖ?
Андрей Подшибякин: Влиятельность в общепринятом понимании
этого слова, то есть узнаваемость за пределами ЖЖ, — особенность очень
немногих блогеров. Безо всяких сомнений, этим отличается Алексей Навальный
(navalny), Марина Литвинович (abstract2001) и еще несколько политически
ориентированных жэжэстов. Крупнейшие внутренние бренды ЖЖ неизменны уже много
лет: Рустем Адагамов (drugoi) и Артемий Лебедев (tema).
Но вообще, на самом деле индивидуальные блоги в ЖЖ менее
интересны и популярны, чем многочисленные сообщества по интересам, то есть
коллективное творчество. Модное представление о ЖЖ как о "социальном медиа" не
совсем верно — это скорее сеть клубов по интересам (в англоязычном
Интернете такую функцию во многом выполняет Facebook).
"ДП": Могут ли блоги стать для новой революции тем, чем
когда–то были почта и телеграф?
Андрей Подшибякин: Смотря что понимать под "очередной
революцией". Блоги — важный, но далеко не единственный коммуникационный
канал; кроме того, 90% жителей России вообще понятия не имеет ни о каком ЖЖ и ни
о каком Интернете.
"ДП": Корпорации и политики очень интересуются Интернетом
как средством манипуляции. Как вы оцениваете попытки сделать то же самое с
блогосферой?
Андрей Подшибякин: Российская блогосфера — среда очень
скептическая и яростно сопротивляется любым попыткам как–то собой
манипулировать. С учетом в большинстве своем чудовищно топорных методов,
используемых для этого, я думаю, что никакие манипуляции в данном случае не
пройдут.
"ДП": Насколько велика опасность того, что блогосфера будет
по большей части продана или приватизирована?
Андрей Подшибякин: Это довольно дилетантское представление о
происходящем в блогосфере и вообще в Интернете. "Проданы или приватизированы"
могут быть только площадки, с самими блогерами ничего такого произойти не может:
на всех ни у кого денег не хватит. Если предположить, что ЖЖ станет
непривлекательной платформой, люди уйдут на другую блог–платформу, или создадут
новую, или вообще придумают новые форматы самовыражения. Социальные медиа всегда
были и будут на несколько шагов впереди попыток коммерциализации себя.
"ДП": Действительно ли для человека, ведущего блог, так уж
важна обратная связь?
Андрей Подшибякин: Я сам по первой профессии журналист и
вижу, что обратная связь через блоги довольно важна для самоощущения.
Традиционные СМИ — односторонний канал коммуникации; человеку, долгое время
им пользующемуся, рано или поздно начинает срывать крышу от ощущения своего
величия.
Блогосфера в этом смысле — хороший инструмент для
сохранения собственного психического здоровья. Почти никогда это не связано с
каким–то публичным покаянием и /или отречением, но, поверьте, все это очень
полезно для внутреннего самоощущения.
"ДП": Часто ты не видишь в рейтингах "самых горячих блогов"
каких–то важных тем. Насколько велика цензура в таких списках?
Андрей Подшибякин: Вы не видите разницы между самими блогами
и инструментами их рейтингования. С рейтингами возможны самые разнообразные
манипуляции; более того, единого понятного всем рейтинга популярности записей в
блогах нет до сих пор.
Одна из причин этого — невозможность определить точные
критерии популярности записи (число ссылок? посещений? комментариев?) и огромный
потенциал для разного рода манипуляций. Пока единственным критерием популярности
блога, поддающимся обсчету, остается количество его подписчиков ("френдов"); все
остальное — на уровне ощущений.
"ДП": Почему у нас нет пока русской штуки, аналогичной
Twitter?
Андрей Подшибякин: У нас нет очень многих русских штук:
например, нормальной социальной сети, нормального интернет–аукциона и т. д.
Конкретно с Twittеr, как мне кажется, все упирается в ограничение в 140 знаков:
человеку, хоть раз писавшему сочинение о свободолюбивой лирике Пушкина,
невозможно уместить свою мысль в такие рамки. Кроме того, непонятно, зачем нужен
его русский аналог, когда Twittеr и так уже существует и в нем можно писать
по–русски.
"ДП": Каков следующий этап развития блогосферы?
Андрей Подшибякин: Сама концепция блогов — во многом
устаревшая в техническом и идеологическом смысле история. Сегодняшний Интернет
уже почти не предполагает формата развернутого высказывания о наболевшем. Тем не
менее рискну предположить, что дальнейшая жизнь блогосферы будет связана с
мобильными телефонами и с дальнейшей интеграцией в соцсети. Что касается
контентной части, то сейчас коллективный разум ЖЖ уже явно наигрался в
социальную журналистику и ищет новые формы самовыражения.