Торг уместен

СПб. В ближайшие 5-7 лет в Петербурге в сфере ретейла может произойти немало новых открытий, так как за это время городу понадобится еще 1 млн м2 новых торговых площадей.

В последнее время все чаще говорят о том, что Петербург перенасыщен ретейлом. Однако в ходе изучения рынка торговой недвижимости (в исследовании принимали участие торговые центры с площадью не менее 5 тыс. м2) аналитики Colliers International пришли к выводу: местоположение Петербурга на европейской карте ретейла вполне гармонично.
В выборке европейских столиц с населением более 1 млн жителей Петербург с показателями обеспеченности 355 м2 на 1 тыс. человек при среднедушевом доходе $664 в месяц находится в одном тренде развития с такими городами, как Будапешт и Прага. При этом все же значительно отстает от Стокгольма, Хельсинки и Вены и опережает Москву, где на фоне относительно высоких доходов населения (около $1000 в месяц) -- наиболее низкая обеспеченность (всего 242 м2 на 1 тыс.человек) и, соответственно, самая большая потребность в торговых центрах.
Однако по мере роста среднедушевого дохода петербуржцев (в среднем на 7% в год) возрастет и необходимость в новых торговых площадях. При такой динамике через 5-7 лет средний уровень дохода жителя Северной столицы может составить $1 тыс. в месяц. Только за счет этого фактора рынок торговых центров может пополняться в среднем на 150 тыс. новых квадратных метров в год.
К 2015-2017 гг. среднегородская обеспеченность может возрасти до уровня 500-600 м2 торговых площадей на 1 тыс. жителей, а это еще 1 млн м2 в торговых центрах. Петербург -- самый крупный северный мегаполис, а востребованность торговых центров в северных странах существенно выше, чем в южных.
Так, в Скандинавии на долю торговых центров приходится 70-80% розничной торговли, в южных -- всего 20-30%. И это понятно. В северном климате, с большим количеством осадков, покупателю намного приятнее приехать в теплый и комфортный торговый центр, где можно не только сделать покупки, но и просто отдохнуть всей семьей. Некоторые районы Петербурга, особенно северо-восток и юго-запад, уже сейчас способны «переварить» новые крупные проекты.
Так, например, на Васильевском острове существует возможность для строительства регионального, на юго-западе -- суперрегионального и на северо-востоке -- одного суперрегионального или двух региональных торговых центров.
Высокий потенциал имеют также проекты outlet-центров, строительство которых планируется у КАД и на Таллинском шоссе. Одновременно с этим девелоперам следует обратить внимание на потенциал развития уже существующих объектов: зачастую объект, расположенный в ликвидных локациях, далеко не полностью реализует свой потенциал. Практика показывает, что примеры успешного редевелопмента позволяют увеличить доход проекта до 50%.
Николай Казанский, генеральный директор Colliers International
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты