Председатель правления Евразийского банка развития и совладелец НОМОС-банка Игорь Финогенов рассказал "Деловому Петербургу" о Таможенном союзе, революции в Киргизии и о том, почему проект Орловского тоннеля не является утопией
"ДП": В стратегии Евразийского банка развития (ЕАБР)
говорится о том, что к концу этого года его инвестиционный портфель должен
достичь $4,5 млрд. Понятно, что кризис скорректировал эти планы. Каков в
настоящий момент масштаб бизнеса банка?
Игорь Финогенов: На совете банка мы утвердили размер
инвестиционного портфеля ЕАБР, который на 1 января 2011 года должен составить
$2,1 млрд. Уменьшение по сравнению с первоначально запланированным показателем
связано не только с финансовым кризисом. Мы 4 года назад, когда банк только
создавался, были излишне оптимистичны, например, с точки зрения реализации
проектов в сфере гидроэнергетики в Южной Азии.
Политические причины до сих пор препятствуют старту этих
проектов. Ну и, конечно, случаются события, которые никто не мог предугадать,
как, например, революция в Киргизии. Там мы планировали запускать проекты в
сфере энергетики и металлургии. У нас уже с Виктором Вексельбергом (председатель
наблюдательного совета финансово-промышленной группы "Ренова". - Ред.) были
договоренности по реализации проектов в этой республике. Однако вся работа в
этом направлении остановилась.
Теперь мы более взвешенно подходим к перспективам проектов.
В то же время исходим из того, что новые страны, с которыми начинает работать
ЕАБР, подключатся к реализации проектов. Во время форума мы подписали соглашение
с Белоруссией о нахождении банка на ее территории. Фактически мы получили
аккредитацию банка в Белоруссии, без которой не могли там работать. Мы уже
развернули проектную деятельность в Армении.
Читайте также:
Банки не смогут вернуть каждый 10-й кредит
К участию в банке проявили интерес Украина, Монголия,
Молдова. Вовлечение новых стран в нашу деятельность серьезно ускорит темпы роста
нашего инвестиционного портфеля.
С другой стороны, нужно учитывать, на каком фоне мы
работаем. Только совсем недавно у российских банков начался рост корпоративного
портфеля. В разгар кризиса инвестиционный спрос был очень низок, так как
предприниматели более критично оценивали свою возможность вернуть кредитные
деньги банкам. Был ряд проектов, которые мы не начали финансировать. Сейчас
знаковыми для нас проектами, в которых мы участвуем, являются строительство
энергоблока в Казахстане, "Сухой Super Jet", проект в Белоруссии в области
энергетики, вагоностроительный завод в Тихвине.
"ДП": В нашем регионе ЕАБР уже финансирует три крупных
инвестпроекта: строительство портового терминала в Усть-Луге и
вагоностроительного завода в Тихвине, а также возведение нового пассажирского
терминала в аэропорту Пулково. Какие еще направления для инвестиций со стороны
ЕАБР вы видите в нашем регионе?
Игорь Финогенов: Мы присматриваемся к проекту Орловского
тоннеля (на Петербургском экономическом форуме о намерении финансировать этот
проект уже заявил Сбербанк РФ. - Ред.). И с нашей точки зрения, он не является
утопией. К сожалению, кризис повлиял на проект в плане сроков его реализации. Но
Петербург является первопроходцем в сфере запуска концессионных сложных
проектов.
Я уважаю усилия губернатора Петербурга Валентины Матвиенко по
реализации многих проектов, в том числе Пулково. Были исписаны горы, казалось
бы, ненужной бумаги. Но проект заиграл, и в нем захотели участвовать и
коммерческие банки, и банки развития. То же самое касается Орловского тоннеля.
Есть некоторые моменты, связанные с концессионным законодательством, которые
нужно решать на федеральном уровне. Но движение идет вперед.
"ДП": На каких условиях ЕАБР готов финансировать Орловский
тоннель?
Игорь Финогенов: Сейчас преждевременно говорить, на каких
условиях мы бы вписались в проект строительства Орловского тоннеля. Должна быть
юридическая структура, которая защищала бы интересы инвестора. Закон о
концессиях, договор, экономика проекта должны быть прописаны. Я считаю, что
город должен гарантировать инвестору хотя бы минимальную выручку. Если все эти
вопросы будут решены, мы с удовольствием возьмемся за этот проект.
"ДП": А что вы скажете о решении Сбербанка профинансировать
строительство Западного скоростного диаметра в Петербурге?
Игорь Финогенов: Я не знаю, честно говоря, деталей сделки.
Возможно, там есть гарантии города. Нам сейчас не предлагали этот проект.
Несколько лет назад ЕАБР рассматривал возможность участия в строительстве
Западного скоростного диаметра, но тогда предлагалась схема его финансирования,
которая нас не устроила.
"ДП": Для вас как для руководителя банка, созданного
правительствами России и Казахстана, появление Таможенного союза наверняка
открывает новые возможности для развития бизнеса в обеих странах. Как отразится
создание новой надгосударственной структуры на деятельности ЕАБР?
Игорь Финогенов: Работы ЕАБР прибавится. Она будет связана с
поддержкой проектов, которые появятся после создания Таможенного союза. Будут
очень серьезно развиваться транспортные коридоры. Этот процесс подталкивает
упрощение процедуры пересечения границы. Сразу начнут появляться новые отели,
АЗС, логистические терминалы, будут строиться новые дорожные объекты. Сейчас на
рассмотрении у нашего банка находятся инфраструктурные проекты общим бюджетом
$4,2 млрд. Эти проекты очень непростые, подготовка некоторых из них занимает 4
года.
Более того, создание Таможенного союза откроет новые рынки.
Уже сейчас, насколько мне известно, у казахстанских, белорусских, российских
предпринимателей есть планы начинать строить новые производства с расчетом на
открывшиеся рынки. Особенно это актуально в Южной Сибири, Казахстане. В
приграничных регионах разные отрасли экономики работают как единой целое.
Например, лесная, пищевая отрасли. Если говорить о поддержке предпринимателей,
то наш банк готов финансировать только крупные проекты. Минимальный бюджет
подобных проектов должен составлять $30 млн. Мы берем длинные проекты - не менее
10 лет.
У нас есть много критериев, которыми мы руководствуемся при
выборе проекта. Главный из них - это его экономическая окупаемость. Мы также
учитываем, сколько он генерирует торговли и взаимных инвестиций между
странами-участницами, какой денежный поток появится в смежных отраслях,
находящихся в одной товарной цепочке. Немаловажным является социальный эффект,
который проект даст для развития территории. Речь идет о занятости населения, о
влиянии проекта на окружающую среду. Наш банк не делает различий между
национальной принадлежностью бизнесменов, которые хотят с нами работать. Все
предприниматели для нас равны.
У банка есть еще одна уставная деятельность - аналитическая.
Мы выпускаем обзоры, рассматриваем различные проблемы, начиная с водного
регулирования в Азии и заканчивая агропромышленным комплексом.
"ДП": Какие уроки банковский сектор, с вашей точки зрения,
извлек из финансового кризиса?
Игорь Финогенов: Кризис в очередной раз показал, что легкое
отношение банков к заемщикам и снижение требований к ним приводит к грустному
результату. У банков наверняка сейчас есть соблазн в надежде на то, что кризис
прошел, снизить требования к заемщикам. Конечно, время идет, статистика
показывает, что у банков увеличивается корпоративный портфель, растет процент
возврата кредитов.
И с моей точки зрения, неправильно, что крупные
международные банки, получившие помощь государства, не ответили за свои промахи.
Только американский банк Lehman Brothers заплатил. Это противоречивый сигнал для
рынка. И тем не менее я не думаю, что они будут повторять свои же ошибки.
Я лично прошел шесть финансовых кризисов и из каждого
выносил уроки. И хотя каждый последующий кризис был страшнее предыдущего, потери
были меньше. Гнаться за объемами и надеяться на авось в банковской сфере нельзя.
Думаю, возврата в прошлое не будет, на ошибках будут учиться. Банки, которые
вели совсем необдуманную политику, или ушли с рынка, или были национализированы
- оздоровление рынка все-таки произошло.
Справка: Игорь Финогенов - один из создателей
НОМОС-банка, до сих пор владеет 4,4% голосующих акций банка. Возглавляет ЕАБР с
момента его создания РФ и Казахстаном в 2006 году. ЕАБР - уставный капитал
состоит из взносов государств-участников: России ($1 млрд), Казахстана ($500
млн), Армении ($100 тыс.), Таджикистана ($500 тыс.) и Белоруссии ($15
млн).